Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Банковская система Султаната Оман ("Международные банковские операции", 2007, N 1)



"Международные банковские операции", 2007, N 1

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА СУЛТАНАТА ОМАН

Оживление деловой активности в регионе Персидского залива, обусловленное затяжным ростом цен на нефть и ростом спроса на природный газ, действует пробуждающе на пребывавшие некоторое время в оцепенении банки Омана. Скандалы и провальные управленческие решения, затронувшие ряд ведущих банков, отошли в прошлое, и объявленная Центральным банком Омана кампания по консолидации банков уже не является доминирующей в банковском секторе темой. Солидные прибыли, перспектива усиления конкуренции со стороны западных банков после ратификации договора о свободе торговли с США, планы диверсификации экономики и бурный рост рынка недвижимости - вот основные факторы изменения сегодняшнего профиля банковской отрасли Омана.

Начиная с 2005 г. на этом традиционно спокойном рынке банки быстро набирают вес и начинают рассматривать возможность выхода за пределы региона. Данные по состоянию на июнь 2006 г. показывают значительный рост размеров совокупных кредитов, заграничных активов, депозитов, основного капитала и резервов оманских банков.

Общая сумма выданных кредитов по сравнению с 2005 г. возросла на 16,9% и составила 4 млрд оманских риалов (10,3 млрд долл.) <1>. 95% из них приходилось на частный сектор. Внешние активы коммерческих банков выросли на 20,8% и составили 2,69 млрд долл.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> По состоянию на 25.10.2006 1 оманский риал = 2,59 долл. (www.oanda.com).

В заметно выросших обязательствах коммерческих банков депозиты клиентов увеличились на 17,8% (до 10,6 млрд долл.), основной капитал и резервы - на 30,3% (до 1,9 млрд долл.).

Повышенная ликвидность на денежном рынке побуждает Центральный банк Омана (ЦБО) изымать избыток посредством размещения депозитных сертификатов и периодически впрыскивать краткосрочную ликвидность через инструменты РЕПО. На депозитные сертификаты ЦБО в отсутствие казначейских векселей правительства (необходимости в их выпуске нет в связи с устойчивым профицитом бюджета) имеется высокий спрос. На июнь 2006 г. банки инвестировали в данный инструмент 781,9 млрд долл., или на 16,6% больше, чем в 2005 г.

Основной проблемой в банковском секторе с точки зрения ЦБО является высокий уровень потребительского кредитования в ссудах банков. В целях улучшения качества кредитных портфелей ЦБО в марте 2006 г. снизил предельную долю потребительских кредитов клиентам в совокупных ссудах банков с 42,5 до 42%, однако банки имеют право выдавать 5% ссуд на приобретение индивидуального жилья. Поскольку такие ссуды подлежат 100%-ному обеспечению, считается, что эта мера усилит кредитные портфели банков.

Крупнейший в Омане Банк Мускат (BankMuscat) ввел в практику программу широкого предварительного оповещения потенциальных заемщиков о скрытых опасностях неразборчивого и выгодах умеренного заимствования.

BankMuscat остается крупнейшим банком султаната в нескольких областях. Он доминирует по объемам оказываемых корпоративным клиентам услуг, розничных, казначейских и инвестиционных операций, а также по количеству открытых счетов частных лиц и размерам находящихся в управлении активов клиентов. По состоянию на 31.12.2005 на его долю приходилось 37,8% совокупных банковских активов, 37,9% кредитов, 35,1% текущих клиентских депозитов и 38,6% сберегательных депозитов. Прибыль банка в 2005 г. составила 117,6 млн долл., увеличившись на 33,1% по сравнению с предыдущим годом. При этом 7,3 млн долл. поступили от продажи отделения в Манаме, которая последовала за образованием с 01.01.2005 нового банка Bank Muscat International, Manama (BMI). На BankMuscat, Muscat приходится 49% оплаченного капитала BMI, оставшаяся сумма распределилась между другими региональными инвесторами: департамент управления делами Королевского двора Омана <2> - 22%; Сосьете Женераль - 10%; пенсионный фонд министерства обороны - 8,36%; Overseas Investment (Бахрейн), Istithmar <3> (ОАЭ) и Global Investment House (Кувейт).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Выполняет функции финансового управления дворца и управляется непосредственно султаном Кабусом бин Саид аль-Саидом. Тесная связь BMI с двором отмечается рейтинговыми агентствами как положительный фактор. По мнению Moody's, это дает банку легкий доступ как к правительственным, так и к частным контрактам.

<3> Istithmar - инвестиция (арабск.).

В 2006 г. все банковское сообщество стран ССЗ с нетерпением ожидало результатов переговоров между BankMuscat и NBO о покупке первым второго, что должно было превратить BankMuscat в безоговорочного гиганта - чемпиона банковского сектора Омана, доведя его долю до более чем 50%. Однако в феврале 2006 г. было объявлено о прекращении переговоров и закрытии Национальным банком Омана вопроса о продаже банка. По мнению одних наблюдателей, причина кроется в недостаточно высокой цене возмещения, предложенной руководством BankMuscat (шейх Абдельмалик бин Абдалла ал-Халили) владельцу NBO (шейх Сухаиль Бауан). Другие придерживаются мнения, что менеджмент NBO более заинтересован в основательной "зачистке" баланса банка и придании ему более привлекательного товарного вида, чем в разработке комплексной, долгосрочной стратегии по приданию банку нового облика и вхождению в новую фазу деятельности.

Другими банками, показавшими в отчетах за 2005 г. отличные результаты, стали:

Международный банк Омана (Oman International Bank), почти удвоивший свои прибыли, - до 57 млн долл.;

Банк Дофар (Bank Dhofar), сообщивший о росте чистой прибыли на 27%, - до суммы 36,3 млн долл.

Выправляет положение и Национальный банк Омана (National Bank of Oman), сильно пострадавший за последние 4 года от дефолта торговой империи Ali Redha Darwish al-Lawati и неосмотрительного создания пяти отделений в Египте и одного в Объединенных Арабских Эмиратах. На конец 2004 г. банк вынужден был создать дополнительные резервы от потерь по неработающим кредитам в размере 77,7 млн долл., но даже это позволило обеспечить покрытие NPL только на 81%, а непокрытая часть достигала 47% капитала банка. В 2004 г. операционный доход банка составил 42,0 млн долл., а чистая прибыль - 13,5 млн долл., что явилось поистине революционным достижением после убытка в 133,9 млн, объявленного в 2003 г. За 2005 г. прибыль Национального банка Омана увеличилась почти в 4 раза и составила 52,3 млн долл.

Первые годы XXI века стали свидетелями ряда слияний банков Омана. Так, BankMuscat, поглотив в 2000 г. Commercial Bank of Oman, а в 2001 г. Industrial Bank of Oman, превратился в национального лидера с более чем 30%-ной долей совокупных банковских активов и весомыми франшизами в розничном и корпоративном секторах деятельности. В 2003 г. Bank Dhofar приобрел Majan International Bank, доведя число оманских банков до пяти. Оман - единственная страна Залива, где власти активно поощряли консолидацию финансовых институтов и где укрупнение банков проходило действительно быстро по сравнению с другими странами региона.

В результате к началу 2006 г. банковская система страны включала:

Центральный банк Омана;

13 коммерческих банков с 329 отделениями, из них 5 оманских и 8 отделений иностранных банков;

3 специализированных банка, из них 2 государственных и 1 частный.

Ответственность за осуществление надзора за банковской системой Омана возложена на ЦБО. Кроме того, банки, зарегистрированные на Мускатской фондовой бирже (Muscat Securities Market), должны подчиняться правилам и распоряжениям Администрации рынка капиталов (Capital Market Authority).

ЦБО был образован в 1974 г. как результат естественной эволюции денежной системы Султаната Оман и созревания предпосылок крупных экономических преобразований. До 1970 г., когда к власти пришел правящий ныне султан Кабус бин Саид, в Омане не было административного органа, осуществлявшего надзор за нарождающейся банковской системой.

В 1970 г. было создано Валютное агентство Муската (Muscat Currency Agency) и в 1972 г. - Валютный совет Омана (Oman Currency Board), непосредственно предшествовавшие учреждению ЦБО. Не имея статуса полноценного центрального банка, они тем не менее подготовили почву к возникновению ЦБО. Юридически образование главного банка страны было оформлено принятым в 1974 г. банковским законом (the Banking Law), который сегодня действует с изменениями, внесенными султанским декретом N 114/2000.

Общее руководство деятельностью ЦБО возложено на Совет управляющих (Board of Governors). Совет обладает всеми полномочиями по руководству всей операционной деятельностью банка и контролю за банками султаната. Совет управляющих состоит из 7 членов, назначаемых султаном. В обязанности Совета входят, в частности, издание правил применения закона о банках, установление первичных и вторичных учетных ставок по коммерческим ценным бумагам, нормирование обеспеченности банков капиталом <4>, назначение банковских служащих и др. В 2004 г. правительство приняло дополнение к закону о банках, предоставляющее Совету управляющих ЦБО право: устанавливать минимальные требования к периодичности аудиторских проверок, квалификации и стажу внешних аудиторов банков; отменять решения банков о привлечении или отказе от услуг конкретного внешнего аудитора. Внешним аудиторам вменено в обязанность информировать ЦБО обо всех нарушениях, выявленных в ходе аудиторских проверок.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> После громких дефолтов и банковских скандалов 2001 - 2002 гг., ослабивших ряд уважаемых финансовых институтов, власти ужесточили требования к уровню обеспеченности банков капиталом: ЦБО ввел обязательный уровень в 12% против 8% по соглашению Basel I. В июне 2005 г. было объявлено о создании рабочей группы по внедрению стандартов соглашения Basel II и определения регулируемого капитала с учетом кредитного и операционного рисков. Группа, состоящая из представителей оманских и отделений иностранных банков, рекомендовала принятие двух моделей расчета необходимого капитала - стандартизованного и базовых индикаторов - к 01.01.2007 с параллельным испытательным расчетом с 01.01.2006. Подробнее см.: The Banker. Supplement, October 2003.

Основными функциями Центрального банка Омана являются:

- хранение средств правительства Султаната Оман;

- кредитование правительства в случае временных задержек поступлений текущих доходов;

- распоряжение кредитами от имени правительства;

- постоянное поддержание определенной части внешних активов султаната в качестве обеспечения денежной массы, находящейся в обращении;

- принятие депозитов от оперирующих в стране банков, а также от центральных банков иностранных государств, международных валютно-финансовых институтов: нормативные депозиты в соответствии с законом о банках или решениями Совета управляющих, а также добровольные депозиты банков, размещаемые для получения связанных с этим выгод;

- предоставление кредитов местным банкам (кредитор последней инстанции) и участие в инвестиционной деятельности посредством купли-продажи финансовых инструментов;

- установление учетной ставки;

- выполнение функций расчетной палаты для банков - членов клиринговой системы ЦБО;

- выпуск, регулирование обращения, поддержание курса национальной валюты и управление внешними активами;

- консультирование правительства по общеэкономическим и валютно-финансовым вопросам;

- контроль за деятельностью банков и издание нормативных документов.

Одним из важнейших направлений регулирующей деятельности ЦБО является регламентация кредитной деятельности банков, в частности установление правил оценки качества кредитного портфеля (см. Приложение), ведение базы данных о заемщиках с использованием Системы статистического учета банковских кредитов - Bank Credit and Statistical Bureau (BCSB) System.

База данных включает информацию о задолженности финансовых и лизинговых компаний, давая банкам более полную картину общей долговой обремененности потенциального заемщика.

В 2005 г. система была усовершенствована и сегодня включает также детальные сведения о залогах и обеспечении, предоставленном заемщиками, и о финансовом положении последних в режиме реального времени. Эти нововведения должны помочь банкам избежать кредитования несостоятельных клиентов, как в случае с торговым домом Ali Redha.

Приведем перечень банков, расположенных на территории Омана.

Оманские банки:

1. Банк Мускат (BankMuscat).

2. Национальный банк Омана (National Bank of Oman, NBO).

3. Международный банк Омана (Oman International Bank, OIB).

4. Оманский арабский банк (Oman Arab Bank, OAB).

5. Банк Дофар (Bank Dhofar).

Отделения иностранных банков:

6. HSBC Bank Middle East (английская группа HSBC).

7. Standard Chartered Bank (английский).

8. Habib Bank (пакистанский).

9. Bank Melli Iran (иранский).

10. Bank Saderat Iran (иранский).

11. National Bank of Abu Dhabi (эмиратский).

12. Bank of Baroda (индийский).

13. State Bank of India (индийский).

Специализированные банки:

Государственные

14. Жилищный банк Омана (Oman Housing Bank).

15. Оманский банк развития (Oman Development Bank).

Частный

16. Объединенный жилищный банк (Alliance Housing Bank).

К концу 2006 г. ожидается открытие еще нескольких отделений иностранных банков и нового национального банка - Bank Sohar.

Уже имеющий деловые отношения с Оманом индийский State Bank of Travancore (SBT) <5> изучает потенциал делового сотрудничества с оманскими банками, планируя при необходимости открыть отделение в Мускате. ЦБО санкционировал открытие отделения ливанским Bank of Beirut. Тем временем старожил банковского сектора Омана HSBC Bank Middle East, следуя в фарватере оманских планов экономического развития, запланировал открытие отделения на севере страны в Зохаре, где возводятся крупнейшие промышленные объекты султаната.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> В 2002 г. банк основал в Омане валютообменную компанию Global Money Exchange Company для обеспечения индийским экспатриантам возможности осуществлять денежные переводы в Индию через 300 отделений банка.

Наиболее ажиотажной новостью для банковского сектора является предвкушаемое открытие к концу года нового оманского банка. Bank Sohar будет иметь капитал, равный 130 млн долл., превышающий капиталы таких банков, как OAB и Bank Dhofar, в 2,5 раза. Дело в том, что с 2006 г. ЦБО, стремясь повысить уверенность вкладчиков в надежности оманских банков, увеличил обязательные требования к минимальному размеру уставного капитала коммерческих банков с 20 млн оманских риалов (около 52 млн долл.) до 50 млн оманских риалов.

Таблица 1

Характеристика банков Омана (на декабрь 2004 г.) <6>

     
   ——————————————T———————————————T——————————T—————————————————T———————————————————————T——————————T—————————————————¬
   | Наименование|     Место     |Финансовая|      Размер     |     Обеспеченность    |  Прибыль |  Рентабельность |
   |             |               | мощь (по |     активов     |        капиталом      |до налогов|      (RoAE).    |
   |             |               | капиталу |                 |                       |          |  Доходность на  |
   |             |               | 1 уровня)|                 |                       |          | средний капитал |
   +—————————————+————————T——————+—————T————+—————T—————T—————+—————T—————T—————T—————+—————T————+—————T—————T—————+
   |             |в стране|в мире| млн |  % | млн |место|  %  |  %  |  %  |место|место| млн |  % |  %  |  %  |место|
   |             |        |      |долл.|изм.|долл.|     | изм.|посл.|пред.|посл.|пред.|долл.|изм.|посл.|пред.|     |
   +—————————————+————————+——————+—————+————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————+—————+—————+—————+
   |BankMuscat   |    1   |  688 | 409 |11,6|4,818|  1  | 19,1| 8,48| 9,06|  3  |  3  | 103 |28,9| 26,6| 23,2|  2  |
   +—————————————+————————+——————+—————+————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————+—————+—————+—————+
   |Oman         |    2   |  861 | 272 | 0,9|1,867|  3  | 10,4|14,54|15,91|  1  |  1  |  41 | 7,0| 15,3| 14,4|  3  |
   |International|        |      |     |    |     |     |     |     |     |     |     |     |    |     |     |     |
   |Bank         |        |      |     |    |     |     |     |     |     |     |     |     |    |     |     |     |
   +—————————————+————————+——————+—————+————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————+—————+—————+—————+
   |National Bank|    3   |  869 | 266 | 7,6|1,867|  2  |—12,0|14,27|11,66|  3  |  2  | 137 |н/д | 53,3|—53,3|  1  |
   |of Oman      |        |      |     |    |     |     |     |     |     |     |     |     |    |     |     |     |
   +—————————————+————————+——————+—————+————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————+—————+—————+—————+
   |Bank Dhofar  |    4   | 1581 | 148 |10,3|1,436|  4  | 16,5|10,31|10,89|  4  |  4  |  33 |11,3| 23,4| 25,4|  4  |
   +—————————————+————————+——————+—————+————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————+—————+—————+—————+
   |Oman Arab    |    5   | 1804 | 114 |15,9|1,071|  5  | 12,1|10,71|10,35|  5  |  5  |  27 |22,8| 23,4| 22,1|  5  |
   |Bank         |        |      |     |    |     |     |     |     |     |     |     |     |    |     |     |     |
   L—————————————+————————+——————+—————+————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————+—————+—————+——————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<6> Источник: The Banker Top 1000, July, August 2005.

Хотя принципиально ЦБО одобрил создание нового банка, точная дата его открытия зависит от утверждения ЦБО представленного учредителями подробного бизнес-плана - необходимого условия выдачи лицензии. ЦБО прежде всего интересует распределение акций банка между акционерами. Хотя учредительными документами определено, что 60% капитала Bank Sohar внесут индивидуальные, институциональные инвесторы и государственный пенсионный фонд, 40% должны быть распределены по свободной подписке (IPO) с разрешения Администрации рынка капиталов (Capital Market Authority), возможно, не ранее первых 3 лет работы банка.

Ожидаемое в связи с увеличением числа финансовых институтов усиление конкуренции внутри страны побудило высоколиквидные местные банки устремиться на новые, более емкие, рынки, где они могут успешно использовать накопленный дома опыт проектного финансирования крупных объектов.

Так, BankMuscat совместно с SBI Capital Investments of India стали официальными консультантами Энергетической корпорации Ботсваны по расширению электростанции в Морупуле стоимостью 600 млн долл. Используя участие в капиталах других банков, BankMuscat оперирует в Бахрейне и Индии, а также через представительство - в ОАЭ. В ближайшем будущем банк планирует начать операции в Катаре, Кувейте и Саудовской Аравии.

И все же банковский сектор нуждается в притоке внешних финансовых ресурсов для расширения деловой среды, в которой создание рабочих мест для граждан Омана остается насущной проблемой.

Банку Мускат укрепить его финансовую мощь помогает Международная финансовая корпорация (МФК), частное ответвление группы Мирового банка. Она предоставила оманскому банку долгосрочный субординированный кредит в сумме 100 млн долл. на улучшение обеспеченности капиталом, увеличение размеров ипотечного кредитования и финансирования средних и мелких предприятий. На сегодняшний день - это крупнейшее вложение средств корпорации в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В Омане, как, впрочем, и в других странах Залива, МФК старается позиционировать себя в качестве спонсора процесса ослабления зависимости стран - членов Совета по сотрудничеству в Персидском заливе (ССЗ) от нефтяных доходов. В этой связи корпорация стремится способствовать развитию в Омане и других странах ССЗ жизнеспособного рынка финансирования жилья. Спрос на доступное качественное жилье со стороны слоев населения со средним уровнем доходов в Омане очень высок, и банки выстраиваются в очередь, желая предоставить необходимое растущему рынку недвижимости финансирование.

В частности, Национальный банк Омана запустил так называемый Аль-Манзель продукт, предусматривающий выдачу клиентам кредитов для покупки, строительства или модернизации жилья, а также покупки земли на срок до 25 лет.

Международный банк Омана наряду с рядом иностранных банков присоединился к разветвленной сделке по финансированию строительства завода по производству алюминия в Зохаре, а именно к генеральному уровню синдикационного займа (250 млн долл.) в дополнение к 1,46 млрд долл., предоставленных 17 кредиторами старшего уровня (senior lenders).

Политика ослабления зависимости экономики страны от нефти резюмирована в программе "Vision 2020", предусматривающей расходы на инфраструктуру, развитие промышленности и туризм в размере 10 млрд долл. Целый шлейф важных проектов, включающий крупные инвестиции в строительство заводов по производству удобрений, нефтехимических продуктов, алюминия, электроэнергии, объектов инфраструктуры, туризма и недвижимости, должен внести существенный вклад в диверсификацию экономики в долгосрочной перспективе. Пока же в условиях благоприятного движения цен на нефть углеводороды остаются главным источником увеличения ВВП Омана (по данным ЦБО - 49% общей суммы), экспортной выручки (84,2%) и доходов бюджета (79%).

Общая характеристика банковской системы

Укрупнение банков в результате слияний и поглощений создает дополнительные возможности для улучшения показателей эффективности (снижения затрат), что весьма актуально для оманских банков, остающихся относительно менее эффективными по сравнению с банками других стран ССЗ. Однако реализовать эти возможности оказывается несколько затруднительно в условиях непоощрения правительством массовых сокращений численности персонала банков из числа коренных оманцев <7>. В соответствии со строго проводимой политикой "оманизации", предусматривающей, что не менее 90% персонала банков должны составлять граждане Омана, многие банки существенно превысили и без того высокий норматив, оставив мало места для маневров по снижению затрат на жалованье служащих. Вдобавок к этому высвобождаемая рабочая сила из числа экспатриантов, оплачиваемая ниже оманцев, ведет к повышению доли затрат на оплату труда в издержках банков. Увольнение иностранных специалистов верхнего уровня, предлагающих отсутствующие на местном рынке уровень знаний и опыт банковской работы, негативно влияет на качество управления.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Население Омана превышает 2 млн жителей.

Растущую угрозу усиления конкуренции для местных банков представляют иностранные банки. Традиционно ограничивавшие свою деятельность участием в финансировании крупномасштабных проектов, на что у оманских банков не хватало финансовых ресурсов, и управлением средствами сверхбогатой оманской клиентуры, обычно не присутствуя физически в стране, они теоретически могут активизировать свою деятельность со вступлением в силу в 2007 г. соглашения с ВТО. Даже при умеренной сегодня конкуренции с их стороны в сфере обслуживания физических лиц, средних и малых предприятий, а также крупных корпоративных клиентов State Bank of India монополизирует обслуживание нерезидентов-индийцев. Угроза агрессивного наращивания розничного бизнеса такими зубрами, как NBAD и HSBC, представляется отдаленной. Успех в обслуживании физических лиц в Омане, как и повсеместно в странах Залива, требует создания разветвленной и дорогостоящей сети, что в условиях ограниченной емкости оманского рынка не оправдывает, по мнению руководства этих банков, соответствующих инвестиций.

Стабильный прогноз рейтингов банковских депозитов в иностранной валюте отражает стабильность прогноза суверенного кредитного рейтинга Омана. Инвестиционный уровень банковских рейтингов (Baa3) свидетельствует как о внутренней финансовой устойчивости банков, так и о высокой вероятности оказания финансовой помощи государством в кризисной ситуации. Отставание банковских рейтингов от суверенного на одну ступень связано с заявлением ЦБО о том, что финансовая поддержка всем банкам, испытывающим финансовые затруднения, не будет оказываться автоматически.

Таблица 2

Рейтинги и их прогноз

     
   ———————————————————————————————————————T————————————T————————————¬
   |   Страновой рейтинг для банковских   |Baa2/Prime—2| Стабильный |
   |    депозитов в иностранной валюте    |            |            |
   +——————————————T———————————————————————+————————————+————————————+
   |BankMuscat    |Банковские депозиты    |Baa3/Prime—3|Стабильный  |
   |              |в иностранной валюте   |            |            |
   |              +———————————————————————+————————————+————————————+
   |              |Рейтинг финансовой силы|D+          |RUR Down    |
   +——————————————+———————————————————————+————————————+————————————+
   |National Bank |Банковские депозиты    |Baa3/Prime—3|Стабильный  |
   |of Oman       |в иностранной валюте   |            |            |
   |              +———————————————————————+————————————+————————————+
   |              |Рейтинг финансовой силы|D—          |RUR Up      |
   +——————————————+———————————————————————+————————————+————————————+
   |Oman Arab Bank|Банковские депозиты    |Baa3/Prime—3|Стабильный  |
   |              |в иностранной валюте   |            |            |
   |              +———————————————————————+————————————+————————————+
   |              |Рейтинг финансовой силы|D+          |Стабильный  |
   +——————————————+———————————————————————+————————————+————————————+
   |Oman          |Банковские депозиты    |Baa3/Prime—3|Стабильный  |
   |International |в иностранной валюте   |            |            |
   |Bank          +———————————————————————+————————————+————————————+
   |              |Рейтинг финансовой силы|D           |Стабильный  |
   L——————————————+———————————————————————+————————————+—————————————
   

Рейтинги финансовой силы оманских банков отражают высокую зависимость операционной среды от периодических скачков цен на нефть и, как следствие, активности расходования правительством Омана средств бюджета. В Омане процветание многих частных компаний зависит от получения государственных заказов. Поэтому падение цен на нефть ведет к приостановкам реализации крупных проектов и задержкам в оплате услуг подрядчиков. В конечном счете это проявляется в ухудшении банковской ликвидности и качества активов - проблемах, превалировавших в банковском секторе Омана в 1998 - 2002 гг. И наоборот, когда нефть дорожает, как в 2003 - 2005 гг., ликвидность значительно улучшается и риски неплатежей по кредитам практически полностью устраняются.

Отмеченная цикличность будет оставаться характерной чертой банковского сектора Омана и сдерживать рост рейтингов финансовой силы до тех пор, пока экономика страны не достигнет достаточного уровня диверсификации для избавления банковского сектора от фатального влияния резкого падения цен на нефть или финансовых затруднений крупных корпоративных клиентов.

В кредитных портфелях банков Омана увеличивается доля персональных ссуд (с преобладанием более прибыльных потребительских кредитов над ипотечными), кредитов правительству и государственным предприятиям и снижается удельный вес кредитов частному сектору.

Популярность индивидуального кредитования в Омане, как, впрочем, и в других странах ССЗ, обусловлена правилами предоставления таких кредитов, установленными банками в соответствии с национальным законодательством. Персональный кредит может выдаваться только клиентам, открывшим зарплатные счета в данном банке, который удерживает причитающуюся ежемесячную сумму взноса в погашение ссуды до зачисления оставшейся суммы зарплаты на депозитный счет заемщика. Банк также оговаривает дополнительную гарантию погашения кредита в форме соглашения с клиентом о выплате положенных тому при увольнении единовременных выходных пособий лишь после погашения остатка ссуды. Наконец, ссуды выдаются главным образом работникам государственных организаций (60% занятых работают в государственном секторе) или крупных местных и иностранных фирм, имеющих высокую репутацию. В некотором смысле кредитный риск по персональным ссудам трансформируется в суверенный кредитный риск, поскольку погашение кредита зависит от своевременности выплаты жалованья государственным служащим. Сегодня объем кредитов физическим лицам составляет около 15% ВВП Омана.

Потенциальной причиной увеличения рискованности кредитных операций оманских банков является использование персональных ссуд на приобретение ценных бумаг. В случае падения биржевых котировок, как это было в 1998 г., индивидуальные инвесторы несут большие потери и оказываются не в состоянии рассчитаться по кредитам.

Уровень покрытия неработающих кредитов резервами на сентябрь 2004 г. составил 89% против 68% на конец 2002 г. Сегодня доля акционерного капитала, подверженного риску списания на покрытие потерь от неработающих кредитов, не превышает по большинству коммерческих банков Омана 10%.

Ликвидность банковской системы в целом улучшается, отрицательные черты в ее характеристиках, присущие банковскому сектору в самом начале 2000-х годов, исчезают. Начиная с середины 1990-х годов резко возросший спрос на кредиты значительно превысил способности банков привлечь необходимые депозиты. Для удовлетворения кредитных потребностей клиентов банки, несмотря на использование своих внешних активов и средств, размещенных в других банках, все же были вынуждены прибегнуть к межбанковским заимствованиям. В результате соотношение размещенных в банках и привлеченных от банков средств составило всего лишь 43%. Сейчас под влиянием ограниченных возможностей использования имеющихся средств внутри страны в комбинации с заметным увеличением поступлений нефтяных доходов ситуация изменилась, и оманские банки стали относительно более ликвидными и размещают избыточные средства в иностранных банках.

Еще одним положительным фактором в эволюции оманских банков стал их выход на рынок синдицированных кредитов. Эти кредиты имеют, как правило, более длительные сроки (от 3 до 5 лет) и до известной степени снижают напряженность в отношении ликвидности.

Вдобавок некоторые банки (прежде всего, BankMuscat) привлекают средства путем выпуска облигаций, размещаемых на местном и международном рынках, тем самым нивелируя временную несбалансированность активов и пассивов в своих балансах.

Что касается доходности операций оманских банков, в краткосрочной перспективе она, по мнению ведущих рейтинговых и аналитических агентств (Fitch IBCA, Euromoney, Moody's), останется относительно стабильно высокой. Вместе с тем снижение процентных ставок наряду с усилением конкуренции между оманскими банками, введением ЦБО новых требований по резервированию и ограничений по высокодоходным кредитам физическом лицам оказывает понижательное воздействие на размеры процентной маржи и, как следствие, на банковскую прибыль.

Средняя валовая доходность <8> вошедших в рейтинг оманских банков в последние годы варьируется в пределах 2,5 - 2,75% среднегодовой стоимости активов. Несмотря на снижение доли операционного дохода, банкам удается увеличивать валовую прибыль за счет улучшения показателей эффективности (cost/income ratio), которые находятся на уровне 45 - 50%, - вполне хороших по международным меркам, но значительно уступающих показателям банков других стран ССЗ.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Average Recurring earning Power (англ.) - определяется как отношение прибыли (без вычета создаваемых резервов на возможные потери) к среднегодовой стоимости активов.

Структура прибыли оманских банков слабо диверсифицирована: основным ее источником является чистый процентный доход (net interest income). С усилением конкуренции и сужением маржевого спрэда оманским банкам приходится переносить акцент на получение более высоких комиссионных доходов (fee income) в стремлении поддержать доходность на текущем уровне. Банки также ожидают, что будут приняты нормативные акты, разрешающие банкам заниматься страховым бизнесом через собственные пункты дистрибуции (distribution channels).

Уровень обеспеченности капиталом оманских банков удовлетворяет требованиям ЦБО, согласно которым минимальный уровень капитальной базы равняется 12% стоимости активов. При этом показатели обеспеченности капиталом рассчитываются строго по методике Базельского соглашения с учетом взвешивания по рискам всех активов в отличие от банков некоторых стран ССЗ, применяющих к операциям с банками региона менее строгие критерии оценки рисков.

Заключение

Взрывной рост кредитования частного сектора в 1996 - 1998 гг. и последовавшее за этим резкое падение биржевых котировок акций оманских компаний в 2000 - 2001 гг. стали основными причинами кризиса невозврата кредитов многими компаниями и, как следствие, критическим ухудшением качества совокупных банковских активов в течение 2001 - 2002 гг. Положение усугублялось тем, что в "неуглеводородных" отраслях оманской экономики доминируют несколько групп, риски которых принимались всеми без исключения банками. Дефолт некоторых из этих групп (торговая империя Али Зеда Дарвиш аль-Лавати и др.) в 2000 - 2001 гг. отрицательно сказался на прибылях всех банков, которые были вынуждены нести повышенные расходы по созданию адекватных резервов на возможные потери. К чести большинства банков следует отметить, что за счет хороших маржевых доходов и низкой себестоимости операций им удалось сохранить приличный уровень валовых поступлений.

К настоящему моменту оманские банки улучшили качество своих операций за счет оптимизации структуры корпоративного управления, механизма управления рисками, введения новых розничных продуктов и модернизации информационно-технологических систем. Относительно небольшие размеры и слабодиверсифицированная структура операций банков препятствуют выполнению ими лидирующей роли в финансировании крупных инфраструктурных и связанных с разработкой газовых месторождений проектов, хотя все банки участвуют в них в той или иной мере. Дополнительными возможностями в этом смысле обладает Oman Arab Bank, привлекающий средства материнского банка Arab Bank Plc. (Иордания), и BankMuscat.

Правительство страны ориентировано на стимулирование развития частного сектора и привлечение иностранных инвестиций как основных источников роста альтернативных секторов экономики в условиях снижения нефтедобычи. Проводимая в этом направлении политика позволила добиться в 2001 - 2204 гг. среднегодового темпа роста 7,5% в реальном исчислении.

Взвешенные подходы в сфере регулирования государственных финансов проявляются в относительно низком уровне общего госдолга (на конец 2003 г. - 14% ВВП) и столь же комфортном уровне внешнего долга (около 20% ВВП).

Лондонское рейтинговое агентство Moody's в пресс-релизе от 06.10.2006 объявило о повышении долгосрочных рейтингов по государственным облигациям в иностранной и местной валюте всем шести странам - участницам Совета по сотрудничеству в Персидском заливе <9>. Данная акция отражает существенное укрепление внутренней и внешней устойчивости государственных финансов. Повышение рейтинга Омана до "А3 с положительным прогнозом" (с предыдущего "Ваа1 с перспективой повышения") помимо указанной выше причины поддерживается высоким уровнем прозрачности финансовой отчетности, а также стабильной и благоприятной внутриполитической обстановкой, сложившимися крепкими дружественными отношениями Омана с соседями по региону, США и остальными членами "Большой восьмерки".

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Бахрейн, государство Катар, Султанат Оман и государство Кувейт (прим. авт.). Сдерживающими дальнейшее повышение кредитных рейтингов Омана факторами на ближайшую перспективу останутся: - относительно невысокий по сравнению с соседними странами доход на душу населения (около 13 500 долл.) - результат сравнительно небольших запасов углеводородов. Несмотря на увеличение добычи газа, душевой объем производства углеводородного сырья остается в последние годы неизменным из-за постепенного снижения добычи нефти, обусловленного истощением нефтяных месторождений; - ограниченные возможности правительства по созданию новых рабочих мест и неснижающаяся напряженность на рынке рабочей силы (уровень безработицы среди оманцев не опускается ниже 15%); - риск оказаться затронутыми региональными конфликтами, несмотря на историческую изолированность страны от близлежащих эпицентров геополитической нестабильности. Оман, расположенный на юго-востоке Аравийского полуострова на границе между богатыми странами ССЗ и воссоединившимся в 1990 г. Йеменом, невольно напоминает итальянский Неаполь - форпост развитого Севера перед Югом, стремящийся увеличить свой кусочек сладкого экономического пирога. Он, конечно, более зажиточен и уверенно смотрит в будущее. Вместе с тем все более ассимилируясь со свойственной экономикам стран ССЗ тенденцией развивать достигнутые с помощью нефтяного бума 2003 - 2006 гг. успехи, Оман, вступивший в ВТО в 2000 г., занят диверсификацией национальной экономики, снижением ее зависимости от иностранной рабочей силы, привлечением дополнительных иностранных инвестиций в разработку газовых месторождений, металлургию, нефтехимию, строительство перевалочных морских портов, возведение и эксплуатацию электростанции, а также развертывание второй сети мобильной связи. Приложение Основные инструктивные правила и нормативы Центрального банка Омана по регулированию и контролю за банковской системой I. Минимальный капитал и норматив обеспеченности капиталом. - Для образования местного банка - 50 млн оманских риалов (около 130 млн долл.). - Для открытия отделения иностранного банка - 5 млн оманских риалов (13 млн долл.). - Минимальный норматив обеспеченности капиталом (minimum capital adequacy ratio) - 12%. Мониторинг соответствия капитальной базы установленным требованиям осуществляется на ежеквартальной основе. II. Нормативы резервирования. - Банки обязаны держать в ЦБО ликвидные резервы в размере не менее 5% от общей суммы обязательств по депозитам в местной и иностранной валюте. Они могут быть внесены: до 3% общей суммы депозитов - сберегательными сертификатами ЦБО, казначейскими векселями и правительственными облигациями займа развития; оставшиеся 2% - наличными или остатками на клиринговых счетах в ЦБО. III. Схема страхования вкладов. - Программа страхования вкладов ЦБО гарантирует возврат 75% внесенного депозита, или 20 000 оманских риалов (52 000 долл.), в зависимости от того, какая сумма меньше. IV. Разные лимиты. - Сделки с иностранной валютой должны быть основаны на деловых контрактах. Банки могут иметь открытые валютные позиции (по спотовым и форвардным операциям), не превышающие 40% собственного капитала банка. - Местные банки и отделения иностранных банков могут иметь общие остатки иностранной валюты, эквивалентные 60% собственного капитала. - Объем инвестиций в правительственные ценные бумаги не должен превышать 30% собственного капитала. - Инвестиции в бумаги других компаний требуют предварительного одобрения ЦБО. Банки могут приобретать до 5% акций отдельных компаний с тем условием, что общая сумма участия банка в капитале других компаний не должна превышать 20% собственного капитала. Указанное ограничение может быть снижено при создании банком дочерней структуры. Вложения банка или любого юридического лица в иностранные ценные бумаги не должны превышать 2,5% собственного капитала. V. Лимиты кредитования. - Предельная сумма выдаваемых банком кредитов установлена на уровне 87,5% общей суммы депозитов, которые в целях данного норматива понимаются как сумма клиентских депозитов, чистых заимствований у заграничных банков и средств акционеров. - Максимальный кредит одному заемщику ограничивается 15% собственного капитала банка. Индивидуальные кредиты аффилированным сторонам (директорам, старшим управляющим и организациям, в которых банки имеют долю не менее 25%) ограничиваются 10% каждой стороне, а в целом их сумма не может превышать 35% собственного капитала банка. - Персональные ссуды физическим лицам, предоставленные банком, не могут превышать 42% стоимости кредитного портфеля (с марта 2006 г.). - Размер процентной ставки, взимаемой банком по персональным ссудам физическим лицам, не может превышать 10% годовых (с 1 января 2004 г.). VI. Качество активов и резервы от возможных потерь. Классификация неработающих кредитов. Классификация введена опубликованной в сентябре 2004 г. Инструкцией ЦБО BM/REG/50/6/2004 и устанавливает правила отнесения ссуд к неработающим кредитам, нормативы создания резервов на покрытие потерь и порядок списания сумм неработающих кредитов. Новыми правилами установлена пятиуровневая система, представляющая собой набор количественных и качественных параметров классификации рисков непогашения кредита с разбивкой на ссуды физическим лицам и коммерческие кредиты. По кредитам физическим лицам (персональные ссуды, потребительские ссуды, автокредиты и лизинг автомобилей, образовательные ссуды, рассрочка платежа, задолженность по кредитным картам, а также ипотечные кредиты на приобретение жилья и кредиты мелким предпринимателям на сумму до 50 000 оманских риалов - эквивалент 130 000 долл.) установлены следующие группы задолженности: "стандартная" - платежные обязательства, просроченные до 60 дней; "повышенного внимания" - основной долг или проценты не оплачены от 61 до 90 дней после наступления срока погашения; "нестандартная" - основной долг или проценты не оплачены от 91 до 180 дней после наступления срока погашения; "сомнительная" - основной долг или проценты не оплачены от 181 до 365 дней после наступления срока погашения; "потери" - основной долг или проценты не оплачены более чем 365 дней после наступления срока погашения. Все ссуды, классифицированные с третьей по пятую группы (нестандартные, сомнительные, потери), считаются неработающими кредитами, и начисленные по ним проценты не должны включаться в отчеты о прибылях и убытках, а относятся на условный счет процентов. По коммерческим кредитам (все ссуды и авансы, не включенные в кредиты физическим лицам) установлены следующие группы задолженности: "стандартная" - платежные обязательства, просроченные до 60 дней; "повышенного внимания" - основной долг или проценты не оплачены от 61 до 90 дней после наступления срока погашения; "нестандартная" - основной долг или проценты не оплачены от 91 до 270 дней после наступления срока погашения; "сомнительная" - основной долг или проценты не оплачены от 271 до 630 дней после наступления срока погашения; "потери" - основной долг или проценты не оплачены более чем 630 дней после наступления срока погашения. Общие критерии классификации кредитов физическим лицам и коммерческих кредитов: - овердрафты и кредитные линии должны классифицироваться как неработающие кредиты, если сумма использования кредита длительное время превышает установленный лимит на 10% и более; - реструктурированные или переоговоренные NPL могут быть отнесены к действующим кредитам только по истечении года удовлетворительного погашения реструктурированной задолженности; - классификация кредитов должна обязательно осуществляться в разрезе заемщиков для своевременного определения отдельных неработающих ссуд. Нормативы резервирования. Резервы на возможные потери должны отчисляться в следующих размерах: - 25% - по активам, отнесенным к группе "нестандартных" независимо от наличия какого бы то ни было обеспечения; - 50% по активам, отнесенным к группе "сомнительных", причем 25% резервов должны быть в форме наличных, а остальные - в установленных ЦБО формах покрытия; - 100% - по активам, отнесенным к группе "потерь", причем 25% резервов должны быть в форме наличных, а остальные - в установленных ЦБО формах покрытия. Банки также обязаны рассчитывать уровень необходимых резервов по международным стандартам финансовой отчетности (IFRS) и производить фактические отчисления в резервы в наибольшей из двух сумме (по правилам ЦБО или МСФО). Кроме того, к 31.12.2006 банки обязаны создать резервы общего назначения в размере не менее 1% суммы кредитов, отнесенных к группам "стандартных" и "повышенного внимания", а по персональным ссудам физическим лицам - 2%. Списание неработающих кредитов. Раньше списание безнадежных ссуд регламентировалось инструкцией BM/REG/45/2/99, предусматривавшей, что неработающие кредиты могут быть списаны, если банк сумел получить причитающиеся суммы частично или полностью в течение 10 последовательных лет. Инструкцией ЦБО BM/REG/50/6/2004 вопросы списания безнадежных ссуд были отданы на усмотрение менеджмента банков, но с обязательным уведомлением ЦБО. Банки должны стремиться вернуть максимально возможные суммы, и любое списание (частичное или полное) должно предприниматься лишь по исчерпании всех возможностей истребования средств от заемщиков и гарантов. Специально оговорено, что обо всех списаниях или отказах от оплаты требований банков на суммы, превышающие 100 000 оманских риалов (260 000 долл.), ЦБО должен извещаться письменно. Банки также должны ежеквартально представлять в ЦБО сведения о количестве счетов, суммах и причинах списания сумм, а также мотивах отказа от оплаты требований банков. С.Д.Хорошилов Внешэкономбанк Подписано в печать 12.01.2007 ————







еще:
Статья: Чековые операции банков в международном банковском праве (Окончание) ("Международные банковские операции", 2007, N 1)
Статья: О роли рейтинговых агентств в современной экономике ("Международные банковские операции", 2007, N 1)



(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.