Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правовые основы культуры охраны труда ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 4)



"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 4

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Культура охраны труда в Российской энциклопедии по охране труда 2006 г. трактуется как высокий уровень развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательно понятие культуры охраны труда в Российской Федерации до сих пор не определено. О необходимости соблюдения культуры охраны труда в организациях большинство российских работодателей узнало после публикаций в СМИ по итогам проведения Всемирного дня охраны труда 28 апреля 2003 г.

В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации сформулировано: "Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия". Для России эта задача приобретает национальный характер.

Проблема повышения культуры охраны труда многофункциональна и требует комплексного подхода к ее решению. Понятие культуры охраны труда включает управленческие системы и практику участия в них работников, дисциплину на рабочем месте, все те принципы, отношения и правила, которые способствуют созданию безопасной и здоровой производственной окружающей среды в условиях, когда работа организована производительно и качественно.

По данным статистики, за последние годы хотя и происходит снижение уровня производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, однако уровень по-прежнему остается высоким и в 2 - 2,5 раза превышает уровень показателей США и стран Евросоюза.

Согласно результатам исследований РАМН, здоровье человека обусловлено следующими факторами: образом жизни - на 50%; генетическими (врожденными) факторами - на 15 - 20%; экологией, включая производственные факторы, - на 20 - 25%; деятельностью медиков - на 10%.

Ежегодно в стране умирает свыше 700 тысяч населения в трудоспособном возрасте. Из общего числа впервые признанных инвалидами более 20% утрачивают трудоспособность в возрасте 45 - 50 лет. Не последнюю роль в том, что работники выбыли из трудового строя, играют производственный травматизм и профзаболевания, ответственность работодателя за создание условий для безопасного труда.

Ни официальная статистика, ни отчетность в системе государственного социального страхования не учитывают важнейшие показатели повреждений здоровья трудоспособного населения, а именно скрытый профессиональный риск: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета и ускоренное старение организма работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов (т.е. сокращение продолжительности жизни), а также психологические стрессы работников от осознания высокой вероятности повреждений их собственного здоровья. Уровень показателей скрытого профессионального риска, по данным ряда исследований, составляет более 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.

Самыми типичными несчастными случаями являются падение пострадавшего с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, падение, обрушение и обвалы продуктов, материалов, а также транспортные происшествия.

При этом основными причинами травм продолжают оставаться неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения, нарушение технологического процесса, недостатки в подготовке персонала по охране труда, эксплуатация неисправных машин и механизмов.

Предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начинается на уровне предприятия и требует согласованных действий социальных партнеров. Социальный диалог, применение методик научной организации труда, обучение и своевременное информирование работников, инспекционная деятельность - важные составляющие культуры охраны труда. Внимание работодателей к охране труда играет первостепенную роль. Следует принять во внимание, что коллективы, внедрившие систему управления охраной и гигиеной труда, добиваются более высоких показателей.

Особую тревогу вызывает состояние условий труда. В России более чем каждый пятый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

Анализ структуры компенсационных выплат работникам, пользующимся правом на отдельные виды компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, свидетельствует, что наибольший удельный вес составляют работники, получающие дополнительные дни к основному отпуску, относительная численность которых неуклонно возрастала за последние годы и достигла свыше 30%.

Результаты анализа статистических сведений и практика работы госинспекций труда свидетельствуют, что увеличение относительной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий и охраны труда предоставлением тех или иных компенсаций, чаще всего дополнительных дней к отпуску.

Тенденция ежегодного увеличения расходов на компенсации работникам фактически свидетельствует об отсутствии динамики существенного улучшения условий труда, а также о предоставлении работодателями компенсаций вне зависимости от занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда. Последний вывод подтверждает и тот факт, что численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсации (41,4% в 2004 - 2005 гг.), превышает численность занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (33,2% в 2004 г. и 34,9% в 2005 г.).

По мнению специалистов Международной организации труда, сложившийся в России механизм компенсаций является одним из серьезнейших препятствий к улучшению ситуации с безопасностью труда. То, что сотрудники не всегда хотят улучшения условий труда, которое бы привело к потере льгот, отмечают и многие работодатели, и результаты научных исследований.

Культура охраны труда

в международных трудовых стандартах

Термин "охрана труда" традиционно применяется в российском законодательстве. В Международных правовых нормах используется термин "безопасность и гигиена труда". Международная организация труда рекомендует при создании, поддержании, постепенном развитии и периодическом пересмотре национальной системы обеспечения безопасности и гигиены труда принимать во внимание, в частности, Конвенцию 1981 г. о безопасности и гигиене труда (155), Конвенцию 1947 г. об инспекции труда (81) и Конвенцию 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (129), Конвенцию 2006 г. об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (187).

Применительно к 187 Конвенции термин "национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда" означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда органы исполнительной власти, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.

Рекомендация 197 к этой Конвенции предусматривает, что государства-члены МОТ в процессе содействия национальной культуре профилактики в области охраны труда должны стремиться к:

- повышению уровня осознания на рабочем месте и понимания общественностью остроты проблем, связанных с безопасностью и гигиеной труда, посредством проведения национальных кампаний, увязываемых в соответствующих случаях с инициативами на рабочем месте и с международными инициативами;

- содействию механизмам проведения обучения и подготовки по вопросам безопасности и гигиены труда, в частности в интересах руководителей старшего и среднего звена, работников и их представителей, а также правительственных должностных лиц, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда;

- внедрению концепций и, в соответствующих случаях, компетенции по вопросам безопасности и гигиены труда в программы общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений;

- содействию обменом статистическими данными и информацией по безопасности и гигиене труда между соответствующими органами власти, работодателями, работниками и их представителями;

- предоставлению информационных и консультативных услуг работодателям и работникам, а также их соответствующим организациям и содействию сотрудничеству между ними или стимулированию его в целях искоренения или сведения к минимуму, насколько это практически осуществимо, производственных рисков и опасностей;

- содействию разработке на уровне рабочего места политики в области безопасности и гигиены труда и учреждению комитетов по вопросам безопасности и гигиены труда, а также назначению представителей работников, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда, в соответствии с национальными законодательством и практикой;

- решению проблем, с которыми сталкиваются также малые и средние предприятия и подрядчики в ходе проведения политики и соблюдения нормативных правовых актов, касающихся безопасности и гигиены труда, в соответствии с национальными законодательством и практикой.

Решается задача по применению системного подхода к управлению вопросами безопасности и гигиены труда, изложенного в "Руководстве по системам управления безопасностью и охраной труда (МОТ-СУОТ 2001)", которое представляет собой уникальный и мощный инструмент для установления на долгосрочной основе культуры безопасности и охраны труда на уровне предприятия и постоянного улучшения условий труда и окружающей среды.

МОТ прилагает немалые усилия, чтобы добиться более полного соблюдения норм безопасности и охраны труда путем выработки интегрированного подхода, что позволяет повысить эффективность инструментария, включающего нормотворческий механизм, практические руководства и рекомендации, техническое сотрудничество, международное сотрудничество, статистический анализ и распространение информации, с тем чтобы государства-члены МОТ могли более эффективно проводить в жизнь требования безопасности и гигиены труда.

Кадровый потенциал и культура охраны труда

По данным ФНС, число юридических лиц в России в 2006 г. выросло на 0,5 млн и достигло 3,361 млн, в том числе зарегистрировано более миллиона малых предприятий.

Численность экономически активного населения в 2006 г. составила 74,4 млн человек - 51% от общей численности, в том числе 68,8 млн человек были заняты в экономике (92,5%) и 5,6 млн человек (7,5%) не имели занятия.

Для того чтобы обеспечить безопасный труд на рабочих местах, необходимы квалифицированные кадры и ответственное, заинтересованное отношение к реализации конституционных прав работников как со стороны работодателей, так и руководителей на всех уровнях управления.

Руководители и работодатели в качестве первых шагов в организации работы по охране труда должны:

- изучить свои обязанности в соответствии с законодательством об охране труда;

- выбрать в соответствии со спецификой деятельности организационную форму работы по охране труда (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда);

- пройти обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда с получением удостоверения о проверке знаний по охране труда.

Распорядительными документами должны быть назначены ответственные должностные лица за обеспечение охраны труда, электрохозяйства, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности, пожарной безопасности.

Наряду с такими направлениями, как профессиональные риски, обязательное социальное страхование, социальный диалог, обучение, состояние основных производственных фондов, СИЗ, которые прямо оказывают влияние на снижение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и нерациональных затрат, особое место занимает соблюдение действующего законодательства в области охраны труда и его дальнейшее совершенствование, включая гармонизацию с международными правовыми нормами.

Согласно ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

На должность специалистов по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Результаты обследования, проведенные кафедрой жизнедеятельности Омского государственного научно-технического университета на более чем 2000 предприятии, свидетельствуют, что уровень базового образования инженеров по охране труда составляет: 44% - высшее техническое, 10% - высшее гуманитарное, 4% - высшее по охране труда, 34% - среднее специальное техническое образование.

Стаж работы в должности инженера по охране труда свыше 3 лет имеют 55%, а свыше 10 лет - 23%. Штатные должности введены на 86,7% предприятий, на 12,9% вопросами охраны труда занимаются совместители, а на 0,4% предприятий соответствующих специалистов вообще нет. Специалисты, прошедшие дополнительное обучение по охране труда, составляют 75%, в том числе: 44% - краткосрочные курсы (до 72 часов), 26% - повышение квалификации (72 - 500 часов).

Одним из важнейших требований является формирование службы охраны труда высококвалифицированными специалистами.

На Службу возлагаются следующие обязательные функции:

- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда и др.

Ряд задач реализуется Службой во взаимодействии с другими структурными подразделениями:

- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

- оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

- организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

- разработка программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

- оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

- организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда), в соответствии с установленными сроками;

- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

- составление отчетности по охране и условиям труда;

- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;

- проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;

- организация совещаний по охране труда;

- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин;

- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;

- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;

- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации, разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и др.

Конкретный перечень задач определяется положением о службе.

Эффективность работы службы охраны труда определяется, прежде всего, не количеством штатных единиц, а уровнем квалификации специалистов. Немаловажную роль, как показывают результаты обследований, играет используемая система поощрения за создание условий для безопасного труда на рабочих местах.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста их функции выполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда. Указанная организация подлежит обязательной аккредитации.

Сложившаяся ситуация на рынке труда требует подготовки высококвалифицированных инженеров и специалистов, владеющих научными знаниями, способных реализовывать цели охраны труда и окружающей среды на различных уровнях: в организациях, учреждениях, различных социальных и инженерных службах, осуществлять методологическую, исследовательскую деятельность и осознающих социальную значимость своей профессии.

Специалистов по охране труда в России готовят около 70 вузов, из которых 25 находятся в Москве. Наиболее распространенные специальности: 330500 "Безопасность технологических процессов и производств" и 330100 "Безопасность жизнедеятельности в техносфере", а также специальности экологического направления. Во многих учебных заведениях читают курс по охране труда и техники безопасности, но этого явно недостаточно.

Потребность в подготовке специалистов по профилю "Безопасность технологических процессов и производств" обусловлена критическим положением с охраной труда, создавшимся в различных отраслях экономики России, а также необходимостью в кардинальном улучшении экологической ситуации.

Широкий спектр вопросов, возникающих при обеспечении безопасности труда и производственных процессов, предъявляет повышенные требования к работникам службы охраны труда как в области инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности, так и в таких областях знаний, как трудовое законодательство, экологическое право, промышленная санитария, поэтому к замещению должности инженера по охране труда допускаются преимущественно лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда. Знания по данным вопросам излагаются в дисциплинах - производственная санитария и гигиена труда, производственная безопасность, управление безопасностью труда, экономика безопасного труда, аттестация рабочих мест, защита в чрезвычайных ситуациях, промышленная экология, информационные технологии в управлении охраной труда, менеджмент.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - наука, направленная на создание безопасных и комфортных условий жизни и деятельности в условиях промышленных зон и территориально-производственных регионов. Ее основной целью является защита человека в техносфере и биосфере от негативных воздействий природного и антропогенного происхождения.

Основу знаний безопасности жизнедеятельности в техносфере составляют знания по охране труда и технике безопасности, экологии и охране окружающей среды, а также гражданской защиты в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Эти вопросы становятся все более важными и острыми для экономики в связи с тем, что аварии, травмы, пожары, чрезвычайные ситуации и экологические проблемы приносят огромные убытки. Именно поэтому в условиях рыночной экономики специалисты по безопасности жизнедеятельности в техносфере становятся ключевыми фигурами в управлении предприятиями и транспортом.

Области профессиональной деятельности дипломированного специалиста "безопасность жизнедеятельности в техносфере" - широкие, актуальные и интересные:

- анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей;

- ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания, разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды;

- экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов;

- организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с учетом требований охраны труда.

Студенты вузов, готовящие посвятить себя служению охране труда и здоровья трудящихся, в течение пяти лет при дневной форме обучения изучают свыше 60 дисциплин, в том числе 40 специальных, объемом 8,4 тысячи часов, из которых половина аудиторных. Обязательными являются учебная, производственная и преддипломная практика - 15 недель.

О.Фролов

К. э. н.,

ученый секретарь

ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава,

заслуженный экономист РФ

Подписано в печать

25.03.2007

————








еще:
Статья: Практика применения законодательства о государственной гражданской службе ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 4)
Статья: Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью или смерть работника ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 4)



(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.