Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги в особой экономической зоне ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 47)





"Учет. Налоги. Право", 2005, N 47

НАЛОГИ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

Со следующего года в России должны заработать шесть особых экономических зон. На их территории будут действовать специальные правила налогообложения. Однако при установлении этих правил законодателю не удалось избежать оплошностей. Например, проблемы могут возникнуть при применении льгот по ЕСН или по налогу на имущество.

Создание на территории России особых экономических зон предусмотрено Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ <*>. И по результатам недавно проведенного конкурса в следующем году такие зоны появятся в Липецкой области, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Дубне, Зеленограде и Томске <**>. При этом в первых двух субъектах РФ создаются промышленно-производственные зоны. А на остальных четырех территориях - технико-внедренческие.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

<**> Подробнее об этом читайте в "УНП" N 45, 2005, с. 3 "Шесть регионов получат ОЭЗ".

Напомним, что эти зоны различаются по составу резидентов (в промышленно-производственных - только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели) и обязанности инвестировать в зону (такие требования установлены только для промышленно-производственных). Ну и, конечно, два вида зон отличаются правилами налогообложения.

Работники, их пенсии и пособия

Начнем с льгот по ЕСН. Для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ применяются ставки ЕСН, установленные для обычных налогоплательщиков. А вот для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ действует ставка ЕСН 14 процентов. Кроме того, резиденты этих зон имеют право на использование регрессивной шкалы (ст. 241 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.12.2005 N 158-ФЗ). Правда, такие ставки применяются только в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории зоны.

Формулировка не совсем удачная, так как Налоговый кодекс не говорит, кого следует понимать под "работающими физическими лицами". И может так случиться, что налоговики на местах будут трактовать этот термин узко, включая в состав "работающих" только тех физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры. А, например, при заключении авторского договора или гражданско-правового льготы признавать не будут.

Эта позиция тем более усиливается, если учесть, что применить нормы Трудового кодекса в данном случае не получится. Ведь этот Кодекс распространяется только на тех, кто заключил трудовой договор. Так что налогоплательщикам остается либо применять различные ставки ЕСН в зависимости от характера выплат, либо отстаивать свое право на льготу в суде, ссылаясь на неясность НК РФ, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Что касается пенсии работников резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, то ставка ЕСН покроет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. А вот источник обеспечения их работников пособиями, выплачиваемыми за счет Фонда социального страхования, до сих пор законодательно не установлен. Кроме того, включение сумм пособия в состав прочих расходов (пп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ) также может привести к тому, что налоговики откажут в принятии таких расходов.

Официальная позиция. Источник "УНП" в отделе налогообложения доходов граждан и ЕСН Минфина России: "Резиденты технико-внедренческой ОЭЗ будут определять налоговую базу и объект обложения ЕСН в общем порядке, установленном ст. ст. 236 и 237 Налогового кодекса. То есть так же, как остальные налогоплательщики. Поэтому под "работающими физическими лицами" понимаются лица, работающие как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Выплаты и тем, и другим будут у резидентов ОЭЗ облагаться ЕСН по одинаковой ставке.

В общем порядке будут выплачиваться и пособия по временной нетрудоспособности работникам таких плательщиков. То есть первые два дня "больничного" - за счет работодателя, остальные - за счет ФСС. При этом работодатель такие расходы сможет учесть при расчете налога на прибыль".

Новогодние подарки резидентам

Теперь о тех немногочисленных изменениях расчета налога на прибыль, которые вводятся для резидентов ОЭЗ с 1 января 2006 г. Для участников промышленно-производственных зон предусмотрена ускоренная амортизация. Такие налогоплательщики могут в отношении основных средств к общей норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также резиденты промышленно-производственных зон смогут полностью перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год. (В отличие от остальных плательщиков, которые смогут перенести убыток только в размере, не превышающем 50 процентов налоговой базы.)

Кроме этого в обоих типах ОЭЗ плательщики смогут сэкономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Так, для остальных налогоплательщиков при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет. Если результат отрицательный, то в течение трех лет (ст. 262 НК РФ).

Но зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации могут и не дожидаться завершения (то есть результата) исследований. Для них предусмотрено включение стоимости таких исследований в расходы в полном размере в периоде их осуществления. Причем такое право имеют не только резиденты ОЭЗ, но и все организации, зарегистрированные и работающие на территории зоны. Это выгодно налогоплательщику, поскольку резидент должен заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Работать же на территории зоны позволено не только резидентам, но и индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям - нерезидентам (ст. 10 Закона N 116-ФЗ).

Имущество без налога

И еще одно послабление. В течение пяти лет с момента постановки на учет резидента ОЭЗ он освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации.

Аналогичная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Но остается неясным, останется ли выкупленный земельный участок территорией ОЭЗ. Поскольку таковой согласно Закону N 116-ФЗ признаются только участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Стабильность во главе угла

Ну и в заключение, пожалуй, о главной льготе, предоставляемой резидентам ОЭЗ. Речь идет о так называемой дедушкиной оговорке. Под ней понимается гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. То есть акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Такое правило содержится в ст. 38 Закона N 116-ФЗ. Исключение в Законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

Н.Орлова

Начальник юридического отдела

ООО "Аудиторская служба "СТЕК"

Подписано в печать

16.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Статья: "Совершенствование налогового администрирования не должно означать увеличение его фискальной составляющей..." ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 47)
Статья: НДС по суммовым разницам ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 47)