Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (Продолжение) ("Советник бухгалтера", 2005, N 11)





"Советник бухгалтера", 2005, N 11

СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ

ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

(Продолжение. Начало см. "Советник бухгалтера", 2005, N 10)

Как мы уже говорили в прошлом номере журнала, указанные сборы исчисляются и уплачиваются в 2005 г. в соответствии с гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ.

Плательщики сбора

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов (далее - ВБР) в соответствии с п. 2 ст. 333.1 НК РФ признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, - пользователи водными биологическими ресурсами, которые в установленном законом порядке получили лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районах архипелага Шпицберген.

Под пользованием водными биологическими ресурсами (ВБР) понимается изъятие объектов из среды обитания, то есть из природной среды, в которой эти объекты обитают в состоянии свободы.

Пользование ВБР осуществляется на основании долгосрочных лицензий и разрешений на вылов конкретного количества водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла в определенный календарный период.

До вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" лицензии выдавались на конкретный вид деятельности - промышленное рыболовство или промышленное рыбоводство на срок не менее трех лет. На сегодняшний день вышеуказанный Федеральный закон не предусматривает выдачу долгосрочных лицензий на промышленное рыболовство, а устанавливает, что основным документом на пользование ВБР является разрешение. Разрешение выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, имеет короткий срок действия и дает право вылова определенного количества водных биоресурсов в конкретный период конкретным судном в пределах доли квот, распределенных по приказу Росрыболовства России на календарный год. Согласно Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение является документом, который удостоверяет право на добычу (вылов) определенного объема ВБР.

При выдаче разрешения с 1 января 2005 г. взимается государственная пошлина с организаций - 200 руб., с физических лиц - 100 руб.

Ставки и льготы сбора за пользование объектами

водных биологических ресурсов

Ставки сбора установлены в абсолютной величине (в рублях) за единицу облагаемой базы:

- для морских млекопитающих (белуха, тихоокеанский морж, морской котик и т.п.) ставки сбора определяются в рублях за каждый объект ВБР (п. 5 ст. 333.3 НК РФ);

- для всех остальных объектов водных биологических ресурсов - рыб, ракообразных, иглокожих и растений ставки сбора устанавливаются в рублях за 1 тонну добываемых объектов ВБР (п. 4 ст. 333.3 НК РФ).

Обратите внимание! При вылове рыбы и иных биоресурсов (за исключением морских млекопитающих) ставки сбора дифференцированы в зависимости от ареала обитания (рыбохозяйственного бассейна). В ст. 333.3 НК РФ в качестве самостоятельных выделены Дальневосточный, Северный, Балтийский, Каспийский, Азово-Черноморский бассейны, а также группа внутренних водных объектов РФ (реки, озера, водохранилища).

При исчислении же сбора за пользование водными млекопитающими ареал их обитания значения не имеет, то есть вылов видов млекопитающих, перечисленных в п. 5 ст. 333.3 НК РФ, на всей территории страны облагается сбором по единым ставкам.

Также ст. 333.3 НК РФ предусмотрены льготы по уплате сбора за пользование объектами ВБР в размере:

- 0 руб. (иными словами, фактически не платят сбор) - устанавливается в тех случаях, когда пользование объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, предотвращения нанесения ущерба экономике, а также в научных целях. Эти цели должны быть подтверждены соответствующей отметкой в лицензии (разрешении) на право пользования объектами животного мира.

Примечание редакции. Если налоговые органы потребуют от организации подтвердить правомерность применения нулевой ставки сбора при ведении промысла для научных целей, данная организация должна представить планы-графики ресурсных исследований, где предусмотрено ее участие в указанной деятельности.

Об этом сказано в п. 1 Приказа Федерального агентства по рыболовству от 02.07.2004 N 38 "О проведении работ по вылову (добыче) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях", изданному во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.07.2001 N 566 "Об утверждении Правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях";

- 15% от полной ставки по конкретному виду водных биоресурсов соответствующего бассейна - предоставляются градообразующим и поселкообразующим российским рыбохозяйственным организациям, которые включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительством РФ от 03.09.2004 N 452 "О Перечне градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов".

Примечание от редакции: В соответствии с п. 2 Постановления N 452 Минсельхоз России и Минфин России должны ежегодно до 20 ноября представлять в Правительство РФ согласованные предложения о внесении изменений в указанный выше Перечень в случае приобретения или утраты российскими рыбохозяйственными организациями признаков, на основании которых им предоставляется право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Таким образом, изменения в данный Перечень могут вноситься только один раз в год. Как следует из вышесказанного, количество организаций, которые имеют право на получение льготы по сбору, может не только увеличиваться, но и сокращаться, если они перестают соответствовать ряду признаков, установленных для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций п. 7 ст. 333.3 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты сбора за пользование

объектами водных биологических ресурсов

Порядок расчета сбора установлен в п. 2 ст. 333.4 НК РФ. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов рассчитывается путем умножения соответствующего количества объектов водных биоресурсов на установленную ставку сбора. Исчисленная плательщиком сумма сбора уплачивается поэтапно (п. 2 ст. 333.5 НК РФ). При получении лицензии (разрешения) перечисляется разовый взнос, а затем в течение срока действия лицензии (разрешения) в бюджет отчисляются регулярные взносы. Разовый платеж составляет 10% от общей суммы исчисленного сбора. Оставшиеся 90% от исчисленной суммы сбора приходятся на регулярные взносы. Они уплачиваются в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа в течение разрешенного срока промысла данного объекта биоресурсов (п. 2 ст. 333.5 НК РФ).

Обратите внимание! Срок уплаты первого регулярного взноса зависит от даты начала срока действия лицензии (разрешения). Если дата находится в интервале:

- между 1-м и 20-м числами месяца включительно, уплата регулярных взносов начинается с этого месяца;

- между 21-м и 30-м (31-м) числами месяца включительно, уплатить первый регулярный взнос надо до 20-го числа следующего месяца.

Последним месяцем уплаты регулярного взноса является месяц окончания срока действия лицензии (разрешения). Если дата окончания действия лицензии (разрешения) приходится:

- после 20-го числа месяца, то последний регулярный взнос уплачивается не позднее 20-го числа этого месяца;

- до 20-го числа месяца, то именно он и будет датой уплаты последнего регулярного взноса.

Пример 1. Организация А получила разрешение на право вылова объектов ВБР на период с 5 января по 17 апреля 2005 г. Регулярные платежи следует уплачивать в течение этих месяцев по сроку 20 января, 20 февраля, 20 марта, 17 апреля.

Организация В получила разрешение на право вылова объектов ВБР на период с 24 февраля по 27 мая 2005 г. Регулярные платежи в этом случае следует уплачивать по сроку 20 марта, 20 апреля, 20 мая.

Пример 2. Рыбопромысловая компания "Якорь" получила разрешение на ведение рыбного промысла на 2005 г. от 5 марта 2005 г. на два вида биоресурсов в Дальневосточном бассейне: трески (1000 тонн) и сельди (4500 тонн).

В разрешении определены сроки промысла указанных ВБР:

для трески - с 6 марта 2005 г. по 11 апреля 2005 г.;

для сельди - с 6 марта 2005 г. по 30 июня 2005 г.

Ставка сбора за одну тонну трески составляет 3000 руб., а за одну тонну сельди - 500 руб. (ст. 333.3 НК РФ).

Рассчитаем сумму сбора.

Сумма сбора за право вылова трески составит 3 млн руб. (1000 т х 3000 руб.).

Сумма сбора за право вылова сельди составит 2 млн. 250 тыс. руб. (4500 т х 500 руб.).

В этом случае рыбопромысловая компания "Якорь" должна заплатить разовый взнос при получении разрешения по сроку 5 марта 2005 г. в размере 10% от исчисленной суммы сбора - 525 тыс. руб. (3 млн руб. + 2 млн 250 тыс. руб.) х 10%.

Общая сумма регулярного взноса составит 4 млн 725 тыс. руб. (5 млн 250 тыс. руб. х 90%).

     
   —————————T—————————T————————T———————————T—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |  Виды  |  Сумма  |  Сумма |Общая сумма|                            Сроки уплаты                         |
   |объектов|  сбора, |разового|регулярных |                                                                 |
   |   ВБР  |  всего  |  взноса|  взносов  |                                                                 |
   |        |  (руб.) | (тыс.  |(тыс. руб.)|                                                                 |
   |        |         |  руб.) |           |                                                                 |
   +————————+—————————+————————+———————————+——————————T——————————T——————————T——————————T——————————T——————————+
   |        |         |        |           |20.03.2005|11.04.2005|20.04.2005|20.05.2005|20.06.2005|20.06.2005|
   +————————+—————————+————————+———————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+
   |треска  |3 000 000| 300 000| 2 700 000 | 1 350 000| 1 350 000|     —    |     —    |     —    |     —    |
   |        |         |        |           |          |          |          |          |          |          |
   +————————+—————————+————————+———————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+
   |сельдь  |2 250 000| 225 000| 2 025 000 |   506 250|     —    |  506 250 |  506 250 |  506 250 |  506 250 |
   |        |         |        |           |          |          |          |          |          |          |
   +————————+—————————+————————+———————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+
   |Итого   |5 250 000| 252 000| 4 725 000 | 1 856 250| 1 350 000|  506 250 |  506 250 |  506 250 |  506 250 |
   |        |         |        |           |          |          |          |          |          |          |
   L————————+—————————+————————+———————————+——————————+——————————+——————————+——————————+——————————+———————————
   

Сумма сбора является фиксированной и не зависит от фактического использования плательщиком права на вылов биоресурсов. Если количество вылова оказалось меньше количества, указанного в разрешении, то сумма сбора не корректируется.

Уплачивать сбор в соответствии с п. 3 ст. 333.5 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели должны по месту постановки на налоговый учет.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают сбор по месту нахождения лицензирующего органа.

В платежных документах в 2005 г. при перечислении сбора за пользование объектами ВБР во внутренних водных объектах нужно указать код бюджетной классификации 182 1 07 04030 01 1000 110. Если сбор взимается за пользование объектами ВБР на континентальном шельфе РФ, то нужно указать КБК 182 1 07 04020 01 1000 110.

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов относится к регулирующим доходам бюджетов.

Бухгалтерский и налоговый учет

Исчисленная сумма сбора отражается по:

Дебет 97 "Расходы будущих периодов"

Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам".

Ежемесячно регулярные платежи списываются в:

Дебет 26 "Общепроизводственные расходы"

Кредит 97 "Расходы будущих периодов".

Перечисленные суммы сбора отражаются по:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам"

Кредит 51 "Расчетный счет".

В целях исчисления налога на прибыль организаций сбор включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Налоговый и административный контроль

за пользованием биоресурсами

Органы, выдающие лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов (Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и его территориальные органы), обязаны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения:

- о выданных ими лицензиях на промысел (промышленное рыболовство);

- о суммах сборов, подлежащих уплате по каждой из этих лицензий;

- о сроках уплаты сбора.

В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют по лицензии (разрешению) пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения:

- о полученных лицензиях (разрешениях) на промысел (промышленное рыболовство);

- о суммах сборов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Обратите внимание! В случае непредставления налогоплательщиком сведения о лицензии и сумме сбора он не может быть привлечен к ответственности (ст. 119 НК РФ), так как сведения о лицензии и сумме сбора не являются налоговой декларацией. Однако это не означает, что за абсолютное непредставление сведений не предусмотрена ответственность.

Во-первых, за непредставление сведений в установленный срок плательщика сбора штрафуют на основании п. 1 ст. 126 НК РФ на сумму 50 руб. за непредставленный документ.

Во-вторых, за указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность. На основании п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на должностное лицо будет наложен штраф в размере от трех до пяти МРОТ.

Также согласно КоАП РФ нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов влекут наложение административного штрафа на основании ст. 8.37 КоАП РФ.

Организацию штрафуют на сумму от 100 до 200 МРОТ с конфискацией судна и других орудий лова, должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ с конфискацией судна и других орудий лова, а граждан - в размере от 5 до 10 МРОТ с конфискацией судна и других орудий лова.

Е.Ф.Данилина

Аудитор,

член палаты

налоговых консультантов РФ

Подписано в печать

10.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Вопрос: Организация работает на УСН. До достижения какой суммы дохода можно работать на этом режиме, если сумма дохода приближается или может превысить 15 млн руб.? Вправе ли мы работать до достижения 20 млн руб., применяя Закон N 101-ФЗ? ("Советник бухгалтера", 2005, N 11)
Вопрос: Мы на "упрощенке", и специфика нашей деятельности обязывает нас вносить платежи за загрязнение окружающей среды. Можно ли такие платежи учесть в расходах при исчислении единого налога? ("Советник бухгалтера", 2005, N 11)