Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН





Статья: Учет в школах-интернатах ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", N 3, 2004

УЧЕТ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

Бухгалтерский учет в бюджетных образовательных учреждениях в любом случае сложнее, чем в коммерческих организациях. А среди образовательных учреждений школы-интернаты по сложности учета занимают особое место. Ведь в этих учреждениях необходимо учитывать не только расходы на оплату труда работников, в том числе и ночную, но и на питание и одежду учащихся, расходы на содержание детей-сирот. Для этого, как правило, используются различные источники финансирования, что также вносит свои особенности в ведение учета.

Правовая база деятельности школ-интернатов

Существуют школы-интернаты разных типов и видов. Они действуют на основании соответствующих Типовых положений, определяющих цели и задачи их деятельности.

Наибольшее число интернатов создается в виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других неблагополучных детей. Деятельность таких учреждений регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288.

Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая специальные (коррекционные) для детей-сирот с отклонениями в развитии, действуют на основании Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676. Государственные и муниципальные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы), руководствуются в своей деятельности Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117. Для кадетских школ (школ-интернатов) разработано отдельное Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427.

Специфика деятельности общеобразовательных школ-интернатов определяется Типовым положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612. Учредителями государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальной школы-интерната - органы местного самоуправления. Допускается также совместное учредительство школы-интерната, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц.

Типовые положения определяют наполняемость классов и воспитательных групп, деление на группы при проведении определенных видов занятий. В них оговорены особенности режима дня, обеспечивающего научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха. Его составляют с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.

В общеобразовательных школах-интернатах предельная наполняемость групп составляет 20 человек. В таблице приведена предельная наполняемость классов (групп), групп продленного дня в коррекционных учреждениях, которая зависит от их вида.

     
   ————————————————————————————————————————————T————————————————————¬
   |         Класс (группа) для детей:         |     Предельная     |
   |                                           |наполняемость (чел.)|
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |глухих                                     |          6         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |слабослышащих и позднооглохших с легким    |         10         |
   |недоразвитием речи, обусловленным          |                    |
   |нарушением слуха                           |                    |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |слабослышащих и позднооглохших с глубоким  |          6         |
   |недоразвитием речи, обусловленным          |                    |
   |нарушением слуха                           |                    |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |слепых                                     |          8         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |слабовидящих и поздноослепших              |         12         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |имеющих тяжелые нарушения речи             |         12         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |имеющих нарушения опорно—двигательного     |         10         |
   |аппарата                                   |                    |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |имеющих задержку психического развития     |         12         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |умственно отсталых                         |         12         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |глубоко умственно отсталых                 |         10         |
   +———————————————————————————————————————————+————————————————————+
   |имеющих сложные дефекты                    |          5         |
   L———————————————————————————————————————————+—————————————————————
   

Направляет детей в школу-интернат государственный или муниципальный орган управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Принимают детей в школу-интернат в порядке, определенном ее уставом.

Воспитанников школ-интернатов обеспечивают одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем в соответствии с установленными нормами. Также дети получают питание в соответствии с утвержденными нормами <1> и методическими рекомендациями по организации питания. По окончании школы-интерната воспитанникам бесплатно выдают комплект одежды и обуви, которым они пользовались во время обучения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Нормы обеспечения питанием и инвентарем опубликованы в рубрике "Справочник" на с. 76.

Воспитанники, которые проживают в коррекционном учреждении и находятся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами получают питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Тех, кто не проживает в коррекционном учреждении, обеспечивают бесплатным двухразовым питанием.

Школы-интернаты финансируются на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду учреждения. Как и все образовательные учреждения, школы-интернаты вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставами. Школа-интернат в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство, учебно-производственные мастерские.

Имущество и финансовые ресурсы школы-интернаты получают из нескольких источников. Это собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, кредиты банков и другие заемные средства, безвозмездно полученное имущество от граждан и организаций, доходы от предпринимательства. Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования за счет средств учредителя.

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (законных представителей) взимают плату. Учредитель своим решением может освободить родителей от платы за содержание детей в интернате полностью или частично.

Оплата труда работников интернатов

Ставки заработной платы <2> (оклады) работников всех образовательных учреждений, включая школы-интернаты, определяют путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. Разряды педагогам устанавливают в зависимости от образования и стажа работы по специальности или в определенной должности либо от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Подробнее об оплате труда педагогов можно прочитать в приложении N 2, 2004 на с. 27.

Заработная плата работника школы-интерната состоит из нескольких частей:

- оплата труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, которые установлены в соответствии с разрядами ЕТС;

- доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника; за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, и процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

- другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Нормирование труда и зарплаты

Педагогам в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей труда установлена различная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191. Для работников интернатов продолжительность работы за ставку:

- 30 часов в неделю - для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

- 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и школ-интернатов (в том числе кадетских); образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии; оздоровительных учреждений образования санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа; образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы определена для:

- учителей-дефектологов и учителей-логопедов - 20 часов в неделю;

- воспитателей образовательных учреждений, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, - 25 часов в неделю;

- инструкторов по физической культуре, воспитателей в школах-интернатах, детских домах, в пришкольных интернатах - 30 часов в неделю.

Сверх нормируемой части рабочего времени работники интернатов могут выполнять другую педагогическую работу, которая не конкретизируется по количеству часов согласно Положению о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Эта дополнительная часть трудовой деятельности вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками. Она регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), образовательное учреждение определяет самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляет в положении о материальном стимулировании или в коллективном договоре.

Специфика деятельности школ-интернатов и условия труда в них, которые отличаются от нормальных, влекут за собой выплату доплат и надбавок, повышение ставок. Эти повышения (в процентах к ставке или должностному окладу) предусмотрены в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, направленных совместным Письмом от 16 января 2001 г. Минобразования России N 20-58-196/20-5 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 7.

Так, в частности, педагогам и другим работникам за специфику работы в специальных учебных заведениях повышают ставки (должностные оклады):

- за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для детей с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития), а также в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, - на 15 - 20 процентов;

- за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением: медицинским работникам - на 30 процентов, а педагогическим и другим работникам - на 15 - 20 процентов;

- за работу в общеобразовательных школах-интернатах - на 15 процентов;

- в образовательных учреждениях, где есть коррекционные отделения для детей с отклонениями в развитии или для нуждающихся в длительном лечении, должностной оклад руководителя повышается на 15 процентов. Если такие классы созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то должностные оклады руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах, увеличивается на 20 процентов.

При этом конкретный перечень работников, которым должны быть увеличены оклады на 15 - 20 процентов, и конкретный размер этого повышения определяет руководитель учреждения по согласованию с профсоюзом и органом самоуправления образовательного учреждения. Эти параметры зависят от степени и продолжительности общения работников с учащимися, которые имеют отклонения в развитии, нуждаются в длительном лечении, или с детьми и подростками с девиантным поведением.

Такие повышения образуют новые размеры ставок заработной платы (должностных окладов). Их применяют при исчислении заработной платы с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы) для определения размеров надбавок.

Кроме того, в школах-интернатах установлены доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

- за работу в ночное время - не ниже 35 процентов часовой ставки за каждый час работы в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра);

- за работу с неблагоприятными условиями труда - до 12 процентов ставки. В случае работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24 процентов ставки;

- воспитателям, помощникам воспитателей, младшим воспитателям за переработку сверх положенного времени из-за неявки сменяющего сотрудника или родителей: не менее чем в полуторном размере - за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере - за последующие.

Учет зарплаты

Практически все суммы, которые начисляются работникам бюджетных учреждений (за исключением ссуд из фонда материального поощрения, а также социальных выплат): все виды зарплаты, премии, пособия по временной нетрудоспособности и др. учитывают на субсчете 180 "Расчеты по оплате труда". Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н), проводки делают с учетом источников возмещения этих расходов:

Дебет 200 (201) Кредит 180

- начисление оплаты труда (включая премии) штатным работникам за счет бюджетных средств;

Дебет 225 Кредит 180

- начисление оплаты труда (включая премии) штатным работникам за счет целевых средств;

Дебет 220 Кредит 180

- начисление оплаты труда (включая премии за основные результаты деятельности) штатным работникам за счет доходов от предпринимательской деятельности;

Дебет 223 Кредит 180

- начисление премий и иных выплат работникам за счет прибыли, полученной от предпринимательской деятельности;

Дебет 193 Кредит 180

- начисление социальных выплат работникам за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Учет продуктов питания

Школы-интернаты обязаны обеспечить учащихся питанием <3>. Для учета продуктов Инструкцией N 107н предусмотрен специальный субсчет 061 "Продукты питания". На нем учитывают продовольствие в учреждениях, в сметах доходов и расходов которых предусмотрены ассигнования на эти цели.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Об организации и учете питания учащихся можно прочитать в приложении N 1, 2004 на с. 39.

Основные требования по организации учета продуктов питания как разновидности материальных запасов сформулированы в гл.2 Инструкции N 107н. Нормы питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах-интернатах всех типов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 (далее - Постановление Правительства РФ N 409).

В учреждении и самой столовой должен быть организован раздельный учет продуктов, которые приобретаются за счет бюджетных ассигнований, целевых средств, внебюджетных источников и средств от предпринимательской деятельности.

Полную материальную ответственность за прием, хранение и отпуск пищевых продуктов и тары несет заведующий складом (кладовщик). За продукты питания, находящиеся в пищеблоке, материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при отсутствии их в штате - повар. С ними заключают договор о полной материальной ответственности.

Со склада (из кладовой) продукты питания отпускают в производство по меню-требованию на выдачу продуктов питания (форма 299). В школах-интернатах, где питание учащихся входит в основной вид деятельности, меню-требование составляют ежедневно на основании норм раскладки продуктов и данных о количестве детей. В учреждениях, где имеется несколько норм суточного рациона питания, отличающихся друг от друга набором, количеством продуктов и стоимостью, меню-требование, меню-раскладку и требование составляют отдельно по каждой денежной норме. Если количество воспитанников изменилось больше чем на трех человек по сравнению с началом дня, то составляют расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении выписывают накладную (требование) на склад по форме 434, а при уменьшении излишки сдают на склад, оформляя такой же накладной с указанием "Возврат".

Если в смете расходов предусмотрены ассигнования на питание, перемещение продуктов со склада на пищеблок не отражают на счетах бухгалтерского учета. Движение продовольствия на складе учитывают в книге складского учета (форма М-17). Расход продуктов отражают после их отпуска из пищеблока.

Передачу продуктов питания в переработку в школах-интернатах, как правило, не оформляют, хотя фактически переработка производится. В аналитическом учете при передаче продуктов из кладовой на кухню (в столовую) должен быть отражен факт перехода ответственности за сохранность продуктов от кладовщика к начальнику столовой.

Для учета поступления и списания продуктов питания делают проводки:

Дебет 061 Кредит 178

- приобретение продуктов питания у поставщиков;

Дебет 061 Кредит 160

- приобретение продуктов питания через подотчетных лиц.

Если продукты приобретают за счет бюджетных ассигнований или целевых средств, то делают проводку на сумму произведенной оплаты:

Дебет 178 Кредит 091.

А покупку продовольствия за счет средств от предпринимательской деятельности оформляют так:

Дебет 178 Кредит 111.

Переработку (приготовление блюд после поступления пищевых продуктов на кухню) учитывают проводками:

Дебет 222 Кредит 061

- на стоимость продуктов питания, переданных в переработку;

Дебет 222 Кредит субсчета учета затрат

- на сумму затрат по переработке;

Дебет 061 Кредит 222

- на стоимость продуктов, полученных после переработки.

Многие школы-интернаты имеют подсобные сельские хозяйства, продукция которых идет в том числе и на питание воспитанников. Для оформления этих операций используют специальную схему проводок.

Оприходование продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств оформляют так:

Дебет 080 Кредит 220

- на сумму плановой себестоимости сельскохозяйственной продукции, рассчитанной как произведение фактического объема выращенной, заготовленной или выпущенной продукции на плановую себестоимость единицы объема этой продукции.

Передачу сельскохозяйственной продукции для нужд учреждения учитывают проводкой:

Дебет 061 Кредит 080

- на сумму плановой себестоимости сельхозпродукции, передаваемой в качестве продуктов питания.

Передачу продовольствия в собственную столовую оформляют двумя проводками:

Дебет 080 Кредит 061

- на балансовую стоимость отпущенных продуктов питания;

Дебет 080 Кредит 401

- на сумму наценки по переданным в производство продуктам питания.

Списание стоимости продуктов при использовании произведенной из них продукции оформляют так:

Дебет 200 Кредит 080

- на питание учащихся, воспитанников за счет бюджетных средств.

Списывают стоимость продуктов при реализации продукции, произведенной из них, таким образом:

Дебет 111 Кредит 080

- на сумму безналичных денежных средств, полученных за реализованную продукцию (по цене реализации);

Дебет 120 Кредит 080

- на сумму наличных денег, поступивших в кассу за реализованную продукцию (по цене реализации);

Дебет 280 Кредит 400

- на сумму стоимости продукции по цене приобретения;

Дебет 401 Кредит 400

- на сумму наценки.

Учет одежды и мягкого инвентаря

Кроме питания воспитанников школ-интернатов обеспечивают одеждой, обувью и мягким инвентарем. Нормы обеспечения этими вещами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общеобразовательных школах-интернатах всех типов утверждены Постановлением Правительства РФ N 409 (так же, как и перечень одежды, обуви, мягкого инвентаря, выдаваемых выпускникам интернатов при их трудоустройстве). В бухгалтерском учете весь инвентарь учитывают как малоценные предметы.

МБП приходуют на основании первичных учетных документов (счетов, актов и др.) в момент получения. Их отражают в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на приобретение.

Белье, постельные принадлежности, одежду и обувь на складе в школах-интернатах учитывают на субсчете 072. Движение малоценных предметов отражают в книге по форме М-17, разделяя на группы по наименованиям, количеству и материально-ответственным лицам:

- белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

- постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);

- одежда и обмундирование (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

- обувь (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);

- спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.).

Аналитический учет по субсчету 072 в бухгалтерии ведут по наименованиям, количеству, стоимости, группам и материально ответственным лицам (МОЛ) на карточках по формам ОС-9 и 296. На субсчете 073 учитывают белье, постельные принадлежности, одежду и обувь, находящиеся в эксплуатации. Малоценные предметы, как на складах, так и в эксплуатации, закрепляют за лицами, ответственными за их сохранность.

Материально-ответственное лицо при получении постельных принадлежностей со склада обязано убедиться в том, что на всех полученных предметах проставлены штампы с наименованием учреждения и обозначением года (месяца) выдачи их в эксплуатацию. По постельным принадлежностям в эксплуатации ведут сортовой количественный учет на карточках складского учета или в книгах сортового учета. После выдачи их должностным лицам, на которых возложена ответственность за их сохранность, они не списываются в расход, а числятся под отчетом у этих лиц.

Выдачу предметов со склада в эксплуатацию стоимостью до 1/2 минимального размера оплаты труда производят на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения (форма 410), а свыше 1/2 МРОТ - по накладной (требованию) по форме 434. Начисление износа по малоценным предметам в процессе их эксплуатации в бюджетных учреждениях не производят. Поэтому независимо от того, в каком виде деятельности используются малоценные предметы, их стоимость списывают на расходы (по основной деятельности или по деятельности, финансируемой за счет целевых средств) или на себестоимость продукции (по предпринимательской деятельности).

Пришедший в ветхость и негодность инвентарь списывают с учетом установленных сроков службы на основании акта о списании малоценных предметов по форме 443, утвержденного руководителем учреждения. Учет операций по выбытию и перемещению малоценных предметов ведут в накопительной ведомости по форме 438 (мемориальный ордер 10).

При учете одежды и мягкого инвентаря в школах-интернатах используют следующую схему проводок.

Безналичная оплата приобретения малоценных предметов оформляется двумя проводками:

Дебет 178 Кредит 091 (101, 110, 111)

- на сумму предварительной оплаты;

Дебет 070 (072) Кредит 178

- на сумму стоимости оприходованных предметов.

Приобретение МБП за наличный расчет оформляется двумя другими записями:

Дебет 160 Кредит 120

- на сумму наличных денег, выданных из кассы материально-ответственному лицу для приобретения малоценных предметов;

Дебет 070 (072) Кредит 160

- на сумму стоимости оприходованных предметов.

При получении малоценных предметов корреспонденция счетов зависит от источника финансирования:

Дебет 200 (201) Кредит 260

- при приобретении малоценных предметов за счет ассигнований из бюджета;

Дебет 220 Кредит 260

- за счет средств от предпринимательской деятельности;

Дебет 225 Кредит 260

- за счет целевых средств;

Дебет 223 Кредит 260

- за счет прибыли.

Списание малоценных предметов оформляется проводкой:

Дебет 260 Кредит 071 (073)

- на сумму стоимости малоценных предметов по балансовой стоимости.

Если при списании белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви остаются материалы для ремонта и других хозяйственных нужд, то эту операцию оформляют записями в зависимости от источника, за счет которого были приобретены списанные МБП:

Дебет 063 Кредит 270

- на увеличение целевых средств на содержание учреждения по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств;

Дебет 063 Кредит 241

- по предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности; за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.

Внебюджетное финансирование

Школы-интернаты могут получать деньги не только из бюджета, но и из других источников. Например, доходы от предпринимательской деятельности, целевые средства (включая плату родителей) и безвозмездные поступления. В соответствии с п.106 Инструкции N 107н для учета внебюджетных средств применяют субсчета:

- 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", где учитывают средства, полученные для финансирования конкретных программ или мероприятий. Их расходование на иные цели не допускается;

- 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности". Направление их использования определяет само образовательное учреждение.

Внебюджетные расходы должны быть предусмотрены в смете доходов и расходов за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.

Родительская плата

Согласно п.136 Инструкции N 107н, в школах-интернатах родители ежемесячно не позднее 10-го числа вносят плату за содержание детей. При отчислении воспитанника из интерната (по болезни, из-за перемены места жительства и т.д.) внесенную за его содержание плату возвращают за все оставшиеся дни месяца. Излишне внесенные суммы на содержание воспитанников в интернатных учреждениях возвращают по заявлению, поданному в органы, которые исполняют соответствующие бюджеты. Делается это до истечения установленного срока со дня поступления денег в бюджет.

Средства за содержание детей родители перечисляют по извещению-квитанции (форма N ПД-4) на счет в органе федерального казначейства или кредитной организации. Плату можно принимать и в кассу школы-интерната наличными <4>. Тогда принятые суммы ежедневно сдают на счет учреждения. Деньги, поступившие на счет школы-интерната, перечисляются в доход соответствующего бюджета.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> О том, как правильно оформить получение оплаты за обучение, читайте в приложении N 4, 2002 на с. 10 - 11, 53 - 55.

Для учета родительской платы (ее получения и расходования) используют субсчета 172, 227, 272. Аналитику по субсчету 172 ведут в ведомости по расчетам с родителями на содержание детей в детских учреждениях по форме 327. Суммы родительской платы, фактически не внесенные на конец года, считают дебиторской задолженностью и переносят на следующий год.

Средства, поступающие от родителей за содержание или питание детей в школах-интернатах, оформляют следующими проводками:

Дебет 172 Кредит 272

- на суммы начисленной платы;

Дебет 120 (091, 101) Кредит 172

- на суммы поступившей родительской платы;

Дебет 173 Кредит 091 (101)

- на суммы, внесенные в доход бюджета;

Дебет 172 Кредит 173

- начисление платы за нахождение воспитанника в школе-интернате за фактические дни пребывания.

Расходы, произведенные за счет родительской платы, учитывают так:

Дебет 227 Кредит счетов учета расходов

- на сумму произведенных расходов;

Дебет 272 Кредит 227

- на сумму расходов, произведенных за счет родительской платы в течение года.

Последнюю проводку (списание фактических расходов на содержание учреждения за счет родительской платы) делают в конце года.

Плату за питание детей в интернатах при школах за текущий месяц родители вносят ежемесячно не позднее 5-го числа этого месяца. Начисление платы за питание детей производят на основании списков, составленных по группе и подписанных воспитателем и директором школы. Плату за питание вносят в том же порядке, что и за содержание детей. Расходование средств без предварительной сдачи на счет не допускается.

Плату за питание можно принимать и продуктами. От родителей продовольствие принимают по накладной (требованию), которую составляют в трех экземплярах.

Прочие внебюджетные средства

Операции по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, учитывают в накопительной ведомости по форме 381 (мемориальный ордер 3) раздельно по субсчетам. Аналитический учет по субсчету 110 ведут по видам целевых средств и безвозмездных поступлений на многографных карточках (форма 283 или форма 0512026). Движение целевых средств оформляют следующей проводкой:

Дебет 110 Кредит 270

- поступление целевых средств.

Расходы за счет безвозмездных поступлений (целевой финансовой помощи на содержание и развитие учреждений, благотворительных пожертвований, грантов и т.п.) учитывают так:

Дебет 225 Кредит счетов учета расходов

- на суммы расходов по приобретению материальных ценностей для нужд школы-интерната и другие расходы в соответствии с назначением целевых средств.

В конце года списывают расходы, произведенные за счет целевых средств и аккумулированные на субсчете 225:

Дебет 270 Кредит 225.

При оказании школой-интернатом платных услуг в рамках основной деятельности поступающие средства отражают так:

Дебет 175 Кредит 270

- на сумму начисленной платы;

Дебет 110 (120) Кредит 175

- на сумму поступивших средств.

А.Б.Вифлеемский

К. э. н.,

директор

Центра экономики образования

Подписано в печать

09.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Статья: Учетная карточка для педагогов ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 3)
Вопрос: Институт обратился в Сбербанк с просьбой предоставить кредит. Но банк отказал в его выдаче. Дело в том, что за первое полугодие и девять месяцев 2003 г. институт понес убытки. Прав ли банк, если за весь 2003 г. вуз получил прибыль за счет деятельности буфета? ("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2004, N 3)