Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2004 году ("Все о налогах", 2004, N 4)



"Все о налогах", N 4, 2004

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В 2004 ГОДУ

В 2004 г. вступили в силу несколько законодательных и иных нормативно-правовых актов, в той или иной мере изменяющие порядок исчисления и взимания налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых за пользование природными ресурсами.

В первую очередь это касается гл.25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" части второй Налогового кодекса РФ (далее - гл.25.1).

Сборы за пользование водными биологическими ресурсами

и объектами животного мира

Глава 25.1 была введена в действие Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ).

При этом в ряд законодательных актов, регулирующих платность пользования биоресурсами, Законом N 148-ФЗ были внесены существенные изменения, суть которых заключается во введении единого налогового механизма при пользовании данными ресурсами.

Так, до введения гл.25.1 платность пользования биоресурсами была установлена Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Теперь в упомянутые Законы введены поправки, в соответствии с которыми все пользователи биологическими ресурсами исключительной экономической зоны, континентального шельфа, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации уплачивают налоги, сборы и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.ст.3 - 6 Закона N 148-ФЗ). По существу эти поправки означают, что с 1 января 2004 г. порядок взимания, исчисления и уплаты налоговых сборов за вылов водных биологических ресурсов и за пользование объектами животного мира регулируется только Налоговым кодексом.

В рамках гл.25.1 установлены два разных вида сборов за пользование биоресурсами. Следует отметить, что ранее взимавшаяся плата за добычу охотничьих животных по сути относилась тоже к налоговому сбору. А вот налоговый сбор за вылов водных биоресурсов фактически вводится впервые, так как плата, вносившаяся ранее рыбаками за получение квот на аукционной основе, не относилась к налогам и сборам, регулируемым НК РФ.

Рассмотрим некоторые основные особенности, связанные с исчислением и уплатой сборов, предусмотренных гл.25.1.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира являются все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию на пользование соответствующими объектами на территории Российской Федерации. Лицензирование за пользование объектами животного мира в настоящее время осуществляется Минсельхозом России.

Главой 25.1 утверждены ставки сбора практически по тем же объектам животного мира, что и в ранее действовавшем Постановлении Правительства РФ от 04.01.2000 N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено" <*>. Прежние ставки были установлены в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда, и за одно животное, и в целом за некоторые группы животных в год. Причем указанным Постановлением были утверждены только предельные размеры ставок платы, а конкретные ставки утверждались исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Постановлением от 26.02.2004 N 108 признано утратившим силу.

Установленные гл.25.1 ставки сбора являются окончательными и утверждены только за одно животное. По данному сбору установлено несколько льгот. Так, например, не признаются объектом обложения отдельные случаи пользования животным миром (ст.333.2 НК РФ). В некоторых случаях применяется ставка сбора в размере 0 руб. (п.3 ст.333.3).

Что касается сбора за пользование водными биологическими ресурсами, здесь необходимо обратить внимание на следующее.

Главой 25.1 определено, что плательщиками сбора являются организации и физические лица, имеющие лицензии на право пользования соответствующими видами биологических ресурсов. При этом в главе не содержится какой-либо нормы, предусматривающей, что сбор за лов биоресурсов взимается только при промышленном рыболовстве. Следовательно, плательщиками являются и те, кто занимается спортивным (любительским) рыболовством, по которому также установлен определенный порядок лицензирования.

Другими действующими нормативными правовыми актами не установлено лицензирование иных видов пользования водными биологическими ресурсами в части их лова (добычи), кроме указанных выше. Таким образом, сборы, предусмотренные гл.25.1, при осуществлении всех иных видов законного лова рыбы и прочих биоресурсов не уплачиваются.

Ставки сбора установлены за более чем 100 видов водных биоресурсов, включая несколько видов морских млекопитающих (п.п.4 и 5 ст.333.3 НК РФ). Указанные виды разделены по конкретным бассейнам. В перечне биоресурсов, лов которых осуществляется за плату, упоминаются также "прочие объекты водных биологических ресурсов". На практике это означает, что сбор будет взиматься за несколько большее количество видов водных биоресурсов, чем приведено в гл.25.1.

В развитие положений гл.25.1 МНС России разработало несколько форм сведений, представляемых в налоговые органы отдельно лицензирующими органами и отдельно плательщиками сборов.

Так, разработаны формы сведений о выданных организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, а также о суммах и сроках уплаты сборов, которые должны внести пользователи. Эти сведения представляют лицензирующие органы. Все эти формы имеют единую структуру:

- титульный лист;

- разд.1 "Сведения о выданной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира и сумме сбора";

- разд.2 "Сведения о суммах и сроке уплаты сбора по каждому объекту животного мира по выданной лицензии (разрешению)";

- разд.3 "Реестр сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира";

- разд.4 "Реестр сведений об аннулированных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира".

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира представляют отдельные сведения по несколько другим формам.

Аналогичный подход был использован МНС России при утверждении форм сведений при пользовании водными биоресурсами. Эти сведения по разным формам представляются отдельно органами, выдающими лицензии (разрешения) на пользование водными биоресурсами, и отдельно хозяйствующими субъектами (осуществляющими промысел или иное использование водных биоресурсов).

Плата за пользование водными объектами

Государственной Думой в 2003 г. в первом чтении был рассмотрен законопроект, предусматривающий введение в НК РФ новой главы "Водный налог". Однако дальнейшее рассмотрение этого законопроекта в 2003 г. не проводилось. Таким образом, в 2004 г. продолжает действовать Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 23.12.2003).

Нововведением в части указанной платы является только утверждение новой формы Декларации и Инструкции по ее заполнению (Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/726).

Основные изменения этой декларации по сравнению с ранее действовавшей заключаются в некотором изменении самой структуры декларации и состава ее показателей. В целом сохранился прежний основной принцип ее построения - наличие отдельных листов по каждому виду платы. Так, помимо титульного листа и специальных разделов (содержащих сводные данные по суммам, подлежащим уплате по месту нахождения или жительства водопользователя и месту водопользования), декларация включает:

- разд.2 "Расчет налоговой базы и суммы платы при пользовании водным объектом в целях осуществления забора воды";

- разд.2.1 "Расчет налоговой базы и суммы платы при пользовании водным объектом в целях осуществления сброса сточных вод";

- разд.2.2 "Расчет налоговой базы и суммы платы при пользовании водным объектом в целях удовлетворения потребности гидроэнергетики";

- разд.2.3 "Расчет налоговой базы и суммы платы при использовании акватории водного объекта для лесосплава, осуществляемого в плотах и кошелях";

- разд.2.4 "Расчет налоговой базы и суммы платы при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава".

Обратим внимание на то, что на тех листах декларации, где рассчитывается сумма платы за соответствующий вид водопользования, включены несколько дополнительных строк, касающихся предоставленных льгот по плате. Так, теперь необходимо указывать и код льготы, и пониженную налоговую ставку, и сумму предоставленных налоговых льгот. Но как рассчитать эту сумму - в Инструкции по заполнению декларации не сказано. В связи с этим введение указанных дополнительных показателей в определенной мере усложняет заполнение декларации.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Нормы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в той его части, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, до сих пор не реализованы. Проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" должен быть рассмотрен Правительством РФ только в ноябре текущего года, а внесен в Государственную Думу в декабре 2004 г. (п.36 Плана законопроектной деятельности, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.01.2004 N 33-р).

Таким образом, указанные платежи в 2004 г. продолжают исчисляться по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Кроме того, при исчислении конкретных сумм этой платы к ставкам, утвержденным Постановлением N 344, следует применять повышающий коэффициент 1,1, предусмотренный ст.15 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Согласно этой же статье плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется по следующим нормативам:

- в доходы федерального бюджета - 20% поступлений;

- в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 80% поступлений.

Следует также отметить, что в соответствии со ст.16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), перечисляются в местные бюджеты.

Продолжают применяться и отдельные нормы Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. от 14.06.2001, с учетом Решения Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49).

Это относится, в частности, к сохранению возможности производить органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных природоохранных органов корректировку этих платежей (то есть уменьшать их сумму) с учетом выполняемых природоохранных мероприятий (п.4 Постановления N 632).

Напомним, что вопрос о неналоговом характере этих платежей был однозначно решен Конституционным Судом РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О.

Платежи за пользование лесным фондом

Порядок исчисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом в 2004 г. по-прежнему в основном регулируется Лесным кодексом РФ, принятым еще в 1997 г. Хотя п.п.23 и 24 Плана законопроектной деятельности предусмотрено внесение Правительством РФ в Государственную Думу в 2004 г. проекта новой редакции Лесного кодекса и проекта федерального закона "О платежах за пользование лесным фондом".

Таким образом, вопрос о введении платности лесопользования путем принятия специальной главы НК РФ уже не рассматривается.

Возвращаясь к ныне действующим нормативным правовым актам, следует указать на Постановление Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 (в ред. от 08.08.2003), которым утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Следует иметь в виду, что при исчислении конкретных сумм этой платы к ставкам, утвержденным Постановлением N 127, надо применять повышающий коэффициент 1,4, предусмотренный ст.14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".

Этой же статьей установлено, что в 2004 г. платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, а также доходы от использования лесного фонда (находящегося в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности) в части платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда в размере 100% зачисляются в доходы федерального бюджета.

Доходы от использования лесного фонда (находящегося в ведении указанного выше федерального органа исполнительной власти) в части средств, поступающих за счет отчислений от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и платы за другие виды лесопользования, в размере 100% зачисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Здесь следует напомнить, что налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% платы за древесину, отпускаемую на корню (ст.11 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в ред. от 23.12.2003).

В связи с этим представляется, что указанные выше нормы ст.14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" не в полной мере учитывают порядок распределения земельного налога, установленный другими статьями этого же Закона. Так, ст.12 предусмотрено, что в 2004 году в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации поступают только земельный налог и арендная плата за земли городов, поселков, сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения.

Земельный налог за другие земли (а значит, и земли лесного фонда) должен перечисляться на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления (ст.18 Закона "О плате за землю").

Таким образом, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" порядок перечисления земельного налога за земли лесного фонда (исчисляемого в составе платы за пользование лесами) требует определенного уточнения с учетом изложенных выше вопросов.

Налог на добычу полезных ископаемых

В 2004, как и в 2003 г., налог на добычу полезных ископаемых исчисляется в порядке, установленном гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Однако с начала 2004 г. вступили в силу отдельные поправки к этой главе, введенные Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ (далее - Закон N 117-ФЗ).

Согласно новой редакции главы понятием добытого полезного ископаемого в части углеводородного сырья является газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа (ранее - "газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений").

Внесенными поправками также предусмотрено, что налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. А сумма налога по этим полезным ископаемым исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Кроме того, Законом N 117-ФЗ введены следующие налоговые ставки (изменения выделены курсивом):

- 16,5% при добыче углеводородного сырья, если иное не установлено настоящим пунктом;

- 17,5% при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

- 107 руб. за 1000 куб. м газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Напомним, что в прежней редакции (действовавшей до 1 января 2004 г.) гл.26 НК РФ ко всем указанным выше полезным ископаемым применялась одна ставка - 16,5% при добыче углеводородного сырья.

С 1 января 2004 г. применяются новая форма Налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Инструкция по ее заполнению (утв. Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/727).

Форма новой декларации существенно отличается от прежней, однако рамки настоящей статьи не позволяют сделать подробный комментарий новых положений этой декларации. Ограничимся лишь тем, что укажем ее структуру. Так, новая декларация включает:

- титульный лист;

- разд.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";

- разд.2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых";

- разд.2.2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по прочим видам полезных ископаемых";

- разд.3.1 "Расчет количества добытого полезного ископаемого по участкам недр";

- разд.3.2 "Расчет стоимости единицы добытого полезного ископаемого";

- разд.3.2.1 "Определение общей суммы расходов на добычу полезных ископаемых".

Обратим внимание на порядок заполнения одного из основных разделов декларации - разд.2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых". Этот раздел заполняется налогоплательщиком отдельно по кодам бюджетной классификации и по каждому добытому полезному ископаемому, относящемуся к углеводородному сырью или отдельным видам твердых полезных ископаемых в соответствии со следующим списком:

- уголь каменный;

- товарные руды железа, алюминия, меди, никеля, свинца, цинка, олова;

- многокомпонентные комплексные руды;

- природные алмазы;

- концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, - золото, серебро, платина, палладий.

В случае добычи в налоговом периоде полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью и указанным выше твердым полезным ископаемым, разд.2.1 не заполняется и в состав налоговой декларации не включается. В таком случае заполняется разд.2.2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по прочим видам полезных ископаемых".

Следует также отметить, что Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/731 утверждены:

- Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых;

- форма N 9-НДПИ-1 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых";

- форма N 9-НДПИ-2 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых";

- форма N 9-НДПИ-3 "Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых".

В связи с этим утратил силу Приказ МНС России от 14.12.2001 N БГ-3-09/551 "О постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых".

Регулярные платежи за пользование недрами

Каких-либо изменений законодательства, касающихся порядка исчисления платежей за пользование недрами, в 2003 г. не было. Поэтому указанные платежи продолжают исчисляться и уплачиваться на основании Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 06.06.2003).

При этом для участков недр, находящихся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, применяется особый порядок определения размеров регулярных платежей за пользование недрами.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2003 N 249 размер этих платежей определяется МПР России на основании ставок, установленных Законом "О недрах".

Обращаем внимание на то, что Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98 утверждена новая форма расчета указанных платежей, содержащая:

- титульный лист;

- разд.1 "Сумма регулярного платежа за пользование недрами, подлежащая уплате, по данным пользователя недр";

- разд.2.1 "Расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых";

- разд.2.2 "Расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых".

В целом указанная форма расчета представляется пользователем недр в территориальные органы по субъектам Российской Федерации МНС России и МПР России по месту нахождения участка недр.

Однако при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, расчет представляется в территориальные органы МНС России по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) и в территориальные органы МПР России.

Организации, состоящие на учете в межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в соответствии с Приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 "Об утверждении порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков-российских организаций" (в ред. от 08.04.2003), представляют расчет в территориальные органы МНС России также по месту нахождения участка недр.

А.В.Петелин

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

23.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Вопрос: ...В связи с вступлением в силу с 01.01.2004 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ могут ли налогоплательщики, утратившие в течение 2003 г. право на дальнейшее применение УСНО в связи с переводом их по одному или нескольким видам осуществляемой ими предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД, вновь перейти на УСНО с 01.01.2004 либо такой переход для них возможен только через один год после утраты данного права? ("Все о налогах", 2004, N 4)
Статья: Новая глава Налогового кодекса - новые вопросы ("Все о налогах", 2004, N 4)



(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.