Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сборы и иные неналоговые платежи по таможенному законодательству (Начало) ("Налоговый вестник", 2003, N 3)



"Налоговый вестник", N 3, 2003

СБОРЫ И ИНЫЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

ПО ТАМОЖЕННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

В ст.110 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) приведены следующие виды таможенных платежей неналогового характера:

а) таможенные сборы: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; таможенные сборы за хранение товаров;

б) иные сборы: сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы за возобновление действия лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата;

в) платы: плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление

Данный вид таможенного сбора взимается за совершение таможенного оформления товаров, в том числе за совершение таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, а также товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются и при изменении таможенного режима, а порядок взимания и размеры сборов должны соответствовать вновь избранному таможенному режиму.

Сбор за таможенное оформление взимается в большинстве случаев в процентах от таможенной стоимости оформляемого товара, но величина и валюта начисления могут меняться в зависимости от определенных условий (вид товара; способ транспортировки товара; заявленный таможенный режим и др.).

1. Таможенный сбор за таможенное оформление чаще всего состоит из двух составляющих: основной части (взимается в валюте Российской Федерации), размер которой составляет 0,1% от таможенной стоимости оформляемого товара, и дополнительной части - 0,05% таможенной стоимости товара (в иностранной валюте, курс которой устанавливается Банком России). Такая схема начисления таможенных сборов действует при помещении товаров под следующие таможенные режимы:

- выпуск для свободного обращения;

- реимпорт;

- магазин беспошлинной торговли;

- таможенный склад;

- свободный склад;

- свободная таможенная зона;

- переработка на таможенной территории <*>;

- переработка под таможенным контролем <*>;

- временный ввоз (вывоз) <*>;

- переработка вне таможенной территории <*>;

- экспорт;

- реэкспорт;

- уничтожение.

     
   ———————————————————————————————
   
<*> При этом режиме таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются дважды: как при помещении товаров под указанные режимы, так и при завершении действия указанных режимов.

Обращаем внимание читателей журнала на следующие особенности уплаты валютной составляющей (0,05%) при помещении товаров под перечисленные таможенные режимы:

1) если она не превышает сумму, эквивалентную 100 долл. США, то таможенные органы вправе взимать, а декларант обладает правом уплачивать дополнительные сборы в валюте Российской Федерации. Это положение закреплено в п.16 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1010;

2) в соответствии со ст.114 ТК РФ и п.18 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление ГТК России разрешается уплачивать дополнительный сбор в валюте Российской Федерации.

2. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,1% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации, но дополнительный сбор не взимается. Это происходит при таможенном оформлении только следующих товаров:

- товаров, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД <**>, помещенных под таможенные режимы переработки под таможенным контролем, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, а также при таможенном оформлении продуктов переработки, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД России;

     
   ———————————————————————————————
   
<**> В группе 71 ТН ВЭД объединены жемчуг природный или культивированный; драгоценные или полудрагоценные камни; драгоценные металлы; металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты.

- товаров, помещенных под таможенный режим транзита, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами ГТК России, и случаев освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление (эти случаи перечислены в п.6 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление);

- товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к технической помощи (содействию) Российской Федерации.

3. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,15% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации при таможенном оформлении следующих товаров:

- товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в счет кредитов, гарантированных Правительством РФ, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения Минэкономразвития России или ГТК России;

- товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с этой территории по контрактам, предусматривающим расчеты в клиринговых или в замкнутых валютах;

- товаров, ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального бюджета Российской Федерации; товаров, ввозимых в счет кредитов в иностранной валюте, представляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, погашение которых осуществляется из федерального бюджета; товаров, ввозимых в счет погашения зарубежными странами задолженности по кредитам, предоставленным бывшими Союзом ССР и РСФСР, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения ГТК России;

- товаров, ввозимых в качестве дара;

- товаров, происходящих и ввозимых из стран СНГ;

- товаров, помещенных под таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР;

- памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации либо при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации Банком России;

- вывозимой и пересылаемой с таможенной территории Российской Федерации или ввозимой и пересылаемой на таможенную территорию Российской Федерации наличной иностранной валюты;

- горюче - смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты.

Применяются и другие способы исчисления величины таможенного сбора за таможенное оформление товаров, установленные в Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление. Кратко проанализируем каждый из них.

Таможенные сборы за таможенное оформление ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг в иностранной валюте взимаются в валюте Российской Федерации в размере трех установленных законом минимальных месячных размеров оплаты труда в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации.

При таможенном оформлении товаров, перемещаемых государственными железными дорогами через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 14 долл. США, в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве, но не более 0,1% стоимости данной партии товаров.

Таможенные сборы за таможенное оформление воздушных, морских и речных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными режимами временного ввоза (вывоза) и переработки, если операцией по переработке является ремонт таких судов, взимаются в валюте Российской Федерации в размере:

- 100 евро - если таможенная стоимость судна не превышает сумму, эквивалентную 1 млн долл. США включительно;

- 150 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 1 млн долл. США, но не превышает сумму, эквивалентную 5 млн долл. США включительно;

- 200 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 5 млн долл. США и более.

Таможенные сборы за таможенное оформление судов взимаются в вышеуказанных размерах также в случаях завершения действия следующих таможенных режимов:

- временного ввоза (вывоза) путем обратного вывоза (ввоза) временно ввезенных (вывезенных) товаров;

- переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;

- переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории Российской Федерации.

Если вышеуказанные размеры таможенных сборов за таможенное оформление превышают сумму, равную 0,1% таможенной стоимости судна в валюте Российской Федерации и 0,05% таможенной стоимости судна в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в размере 0,1% таможенной стоимости товаров в валюте Российской Федерации и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Банк России, в размере 0,05% таможенной стоимости товаров.

На практике большое значение имеет порядок расчета таможенных сборов в случае таможенного оформления товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации. В этих ситуациях таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в двойном размере. Исключение из этого правила составляют следующие случаи:

при таможенном оформлении товаров отдельных категорий в таможенных органах Российской Федерации, определенных ГТК России;

при таможенном оформлении горюче - смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты, и т.д.

Разъяснения о порядке взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров в случае оформления энергоносителей в Центральной энергетической таможне даны в Письме ГТК России от 08.11.2000 N 01-06/32310.

Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные сборы за таможенное оформление, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, до или одновременно с принятием таможенной декларации таможенным органом. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты сборов за таможенное оформление исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

Особенности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых между государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе, описаны в Письме ГТК России от 27.06.2001 N 01-06/25247.

Случаи освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товаров определены в Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, а именно:

- товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к гуманитарной помощи или содействию Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации");

- товаров, помещаемых под таможенный режим отказа от товара в пользу государства;

- товаров, помещаемых под таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом;

- товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими представительствами иностранных государств, имеющими таможенные льготы в соответствии с международными соглашениями или законодательством Российской Федерации;

- временно вывозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении, для экспонирования и обратно ввозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий;

- временно ввозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей в целях их экспонирования и обратно вывозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий;

- ввозимой или вывозимой Банком России наличной валюты Российской Федерации, кроме памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов;

- товаров, стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также не применяются меры экономической политики;

- товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, в случаях, предусмотренных соответствующими межправительственными соглашениями и международными договорами;

- товаров, помещаемых под таможенный режим транзита, если таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для перевозок воздушным, водным и трубопроводным транспортом);

- бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобильного транспорта в Женеве (МСАТ), а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных к выдаче на таможенной территории Российской Федерации и направляемых в адрес Торгово - промышленной палаты Российской Федерации;

- в упрощенном порядке марок акцизного сбора, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами ГТК России;

- российских товаров, вывозимых в государства - участники Таможенного союза, и товаров, происходящих и ввозимых из этих государств на территорию Российской Федерации, в отношении которых соглашениями о Таможенном союзе предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами ГТК России;

- российских товаров, которые ввозятся с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области;

- отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, если их таможенная стоимость не превышает сумму, эквивалентную 20 долл. США.

Согласно Приказу ГТК России от 06.02.2001 N 124 "Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров" не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление с товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию.

Возврат взысканных сумм таможенных сборов за таможенное оформление, в том числе при аннулировании декларации или запрещении выпуска товаров, не производится, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации, включая случаи, когда таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров, в том числе при предварительных операциях, не производили. Возврат же излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации по налогам и сборам и таможенным законодательством, в том числе если:

а) сумма таможенных сборов за таможенное оформление пересчитана при корректировке таможенной стоимости товаров;

б) произошла излишняя уплата таможенных сборов за таможенное оформление в результате изменения их размера, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 4, 2003)

Т.Н.Трошкина

К. ю. н.,

доцент кафедры финансового

и банковского права ГУ-ВШЭ

Подписано в печать

14.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Интервью: "Налоговикам Подмосковья есть чем гордиться!.." ("Налоговый вестник", 2003, N 3)
Статья: Нарушения таможенных правил (научно - практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) (Окончание) ("Налоговый вестник", 2003, N 3)



(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.