Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги и сборы Республики Армения ("Налоговый вестник", 2002, N 9)



"Налоговый вестник", N 9, 2002

НАЛОГИ И СБОРЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

В Республике Армения установлены следующие виды налогов:

- НДС;

- акцизный налог;

- налог на прибыль;

- подоходный налог;

- налог на имущество;

- земельный налог.

Налоговым законодательством могут устанавливаться фиксированные платежи или упрощенные налоги, заменяющие вышеперечисленные налоги, например фиксированные платежи на ввозимые в Республику Армения топливо и бензин, а также на табачную продукцию и др.

Налог на добавленную стоимость

НДС - это косвенный налог, который уплачивается при ввозе товаров на всех стадиях их производства и обращения, а также при оказании услуг на территории Республики Армения.

Плательщиками НДС считаются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели считаются плательщиками НДС в данном календарном году, если в календарном году, предшествующем этому году, выручка этих лиц от сделок превысила 30 млн драмов.

Независимо от вышеуказанной величины плательщиками НДС являются лица, которые:

- превысили соответствующие предельные размеры, установленные Законом Республики Армения "О фиксированных платежах";

- не считаются или перестают считаться плательщиками упрощенного налога в соответствии с Законом Республики Армения "Об упрощенном налоге";

- одновременно осуществляют облагаемую НДС и фиксированными платежами деятельность.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, считаются плательщиками НДС, если сумма их выручки превысила 3 млн драмов.

Объектом обложения НДС считается стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС на территории Республики Армения.

Ставка НДС устанавливается в размере 20% к налогооблагаемому обороту товаров и услуг.

Сумма НДС в сумме оплаты товаров и услуг по полной стоимости определяется по расчетной ставке в размере 16,67%.

Освобождением от НДС является его неначисление на налогооблагаемый оборот. От НДС освобождаются следующие операции и работы:

1) плата за обучение в общеобразовательных школах, профессионально - технических училищах, средних профессиональных и высших учебных заведениях подготовки и переквалификации;

2) реализация школьных тетрадей для письма и нотных тетрадей, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, школьных учебных изданий; реализация научных и учебных изданий, выпущенных вузами, специализированными научными организациями, Национальной академией наук;

3) научно - исследовательские работы;

4) реализация произведенной в Республике Армения сельскохозяйственной продукции ее производителем;

5) реализация газет и журналов и т.д.

Нулевая ставка НДС применяется:

1) в отношении налогооблагаемого оборота товаров, вывозимых в таможенном режиме "вывоз товаров для свободного обращения" за пределы таможенной границы Республики Армения;

2) в отношении розничной продажи товаров для отбывающих по международным маршрутам пассажиров в аэропортах в специально отведенных местах за таможенной территорией и территорией паспортного контроля;

3) в отношении налогооблагаемого оборота услуг, место оказания которых в соответствии с законодательством не находится на внутренней территории Республики Армения;

4) в отношении товаров, ввозимых или приобретаемых на территории Республики Армения в целях официального пользования дипломатических представительств и консульских учреждений;

5) в отношении транзитных перевозок иностранных грузов через территорию Республики Армения.

Плательщики НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых НДС, обязаны выписывать налоговые счета.

Налоговые счета не выписываются:

1) лицами, не являющимися плательщиками НДС;

2) на товары и услуги, освобожденные от НДС по закону;

3) на сделки (операции), не являющиеся объектом налогообложения или облагаемые по нулевой ставке согласно законодательству.

В государственный бюджет уплачивается сумма НДС, исчисленная в отношении налогооблагаемого оборота по осуществленным в налоговом периоде сделкам, из которой вычитаются:

1) по приобретенным в отчетном периоде на внутреннем пространстве Республики Армения товарам для производственных и иных коммерческих целей и оказанным услугам - суммы НДС, выделенные в налоговых счетах поставщиками товаров;

2) по ввезенным на территорию Республики Армении товарам - в установленных законом порядке и размерах в пределах сумм НДС, изъятых таможенными органами.

Суммы НДС, подлежащие зачету по сделкам, облагаемым НДС по нулевой ставке, засчитываются в счет других налоговых обязательств плательщика НДС или по результатам отчетного периода в течение 30 дней возвращаются плательщикам на основании обосновывающей эту сумму соответствующей справки, выданной налоговыми органами.

Платежи сумм НДС в государственный бюджет осуществляются по каждому отчетному периоду, которым считается каждый квартал.

Платежи в государственный бюджет исчисленных сумм НДС производятся до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, включительно.

Акцизный налог

Акцизный налог - это косвенный налог, уплачиваемый за ввоз товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Республики Армения.

Объектами, облагаемыми акцизным налогом, считаются:

а) ввоз в Республику Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом в таможенном режиме "ввоз для свободного обращения";

б) отчуждение производителями на территории Республики Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом.

Налогооблагаемой базой считается количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных законодательством натуральных единицах измерения.

Установлены следующие ставки акцизного налога (см. табл. 1).

Таблица 1

     
   ——————————————————————————T————————————————————T—————————————————¬
   |       Наименования      |    Единица базы    |  Ставка налога, |
   |      групп товаров      |                    |      драмов     |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Пиво                     |       1 литр       |          70     |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Виноградные и прочие     |       1 литр       |         100     |
   |вина, виноматериалы      |                    |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |в том числе:             |                    |                 |
   |вина игристые            |                    |         180     |
   |шампанское               |                    |         250     |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Вермут и прочие          |       1 литр       |         500     |
   |виноградные вина,        |                    |                 |
   |содержащие растительные и|                    |                 |
   |ароматические экстракты  |                    |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Прочие напитки           |       1 литр       |         180     |
   |сброженные, напиток      |                    |                 |
   |медовый                  |                    |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Этиловый спирт           | 1 литр (в пересчете|         600     |
   |                         | на 100%—ный спирт) |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Спиртные напитки         |       1 литр       |       1 500     |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |в том числе:             |                    |                 |
   |спиртные настойки,       |                    |       1 200     |
   |полученные в результате  |                    |                 |
   |дистилляции (коньяк,     |                    |                 |
   |арманьяк и прочие)       |                    |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |водка, ликеры            |                    |         300     |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Промышленные заменители  |        1 кг        |       1 500     |
   |табака                   |                    |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Сырая нефть и            |         1 т        |      27 000     |
   |нефтепродукты            |                    |                 |
   +—————————————————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Нефтяные газы и прочие   |         1 т        |       1 000     |
   |газообразные углеводороды|                    |                 |
   |(за исключением          |                    |                 |
   |природного газа)         |                    |                 |
   L—————————————————————————+————————————————————+——————————————————
   

Ставки акцизного налога на табачную продукцию, дизельное топливо и бензин устанавливаются отдельными законами. Законом могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие акцизный налог.

Акцизным налогом не облагаются:

а) отчуждение (реализация) вывезенных из Республики Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, при наличии копии ГТД с отметкой "Отпуск разрешен";

б) подлежащие обложению акцизным налогом товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Армения в порядке, отличающемся от таможенного режима "ввоз для свободного обращения", и вывозимые с этой территории;

в) ввоз и отчуждение подлежащих обложению акцизным налогом товаров, конфискованных в установленном законодательством порядке, переданных государству бесхозяйных товаров и товаров, перешедших государству по праву наследования;

г) подлежащие обложению акцизным налогом товары, ввозимые в Республику Армения физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, которые по количеству или таможенной стоимости не превышают размеры, установленные таможенным законодательством.

Акцизный налог за ввозимые товары, подлежащие обложению акцизным налогом, уплачивается в течение 10 дней со дня их ввоза.

Отчетным периодом по акцизному налогу за производимые в Республике Армения товары, подлежащие обложению акцизным налогом, считается каждый месяц.

Плательщики уплачивают акцизный налог за каждый отчетный период до 15-го числа месяца, следующего за ним, и представляют в налоговую инспекцию расчет по установленной форме.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций уплачивают резиденты Республики Армения (резидентами считаются созданные в Республике или принятые на учет организации) и нерезиденты, за исключением бюджетных учреждений и Центрального банка Республики.

Объектом налогообложения для резидентов считается налогооблагаемая прибыль, получаемая на территории Республики Армения и за ее пределами. Объектом налогообложения для нерезидентов считается налогооблагаемая прибыль, получаемая от источников в Республике Армения.

Налогооблагаемая прибыль - это положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами, установленными законом.

Валовой доход - это общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году независимо от источников их получения. Не считаются доходом вклады участников в уставный капитал налогоплательщика, положительная разница между ценой размещения и номинальной ценой акций налогоплательщика, средства, объединяемые в целях совместной деятельности.

При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму необходимых и подтвержденных документами расходов, связанных с его получением.

Не считаются расходами:

а) распределение собственного капитала налогоплательщика в виде дивидендов или в иной подобной форме;

б) вклады налогоплательщика в уставный капитал другого лица;

в) отрицательная разница между стоимостью выкупленных налогоплательщиком собственных акций, долей или паев и их балансовой стоимостью;

г) отрицательный результат от переоценки иностранной валюты и иных выраженных в иностранной валюте активов и обязательств, а также от осуществленной в установленном законом порядке переоценки основных средств;

д) расходы по линии активов (в том числе членских взносов), безвозмездно полученных некоммерческими организациями, или расходы, произведенные за их счет.

При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму амортизационных отчислений от используемых в деятельности и подлежащих износу основных средств и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из следующих минимальных амортизационных сроков, установленных для той или иной группы основных средств (см. табл. 2).

Таблица 2

     
   ————T———————————————————————————————————————————————————T————————¬
   | N |                 Основные средства                 |  Срок  |
   |п/п|                                                   |        |
   +———+———————————————————————————————————————————————————+————————+
   | 1 |Здания, сооружения и передаточные устройства, за   | 20 лет |
   |   |исключением указанных в п.2                        |        |
   +———+———————————————————————————————————————————————————+————————+
   | 2 |Здания и сооружения гостиниц, пансионатов, домов   | 10 лет |
   |   |отдыха, санаториев, образовательных и учебных      |        |
   |   |заведений                                          |        |
   +———+———————————————————————————————————————————————————+————————+
   | 3 |Поточные линии, робототехника                      | 3 года |
   +———+———————————————————————————————————————————————————+————————+
   | 4 |Вычислительная и компьютерная техника              |  1 год |
   +———+———————————————————————————————————————————————————+————————+
   | 5 |Прочие основные средства, в том числе рабочий скот,|  5 лет |
   |   |многолетние насаждения и капиталовложения,         |        |
   |   |направленные на улучшение земель                   |        |
   L———+———————————————————————————————————————————————————+—————————
   

Минимальный амортизационный срок основных средств стоимостью до 50 тыс. драмов устанавливается в один год.

При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на расходы на основные средства:

а) в размере текущих расходов на основные средства;

б) в размере текущих расходов арендатора на арендованное основное средство.

Расходы капитального характера на основные средства присоединяются к балансовой стоимости основного средства, на которое затрачены эти суммы. Вычеты из валового дохода на сумму связанных с финансовой деятельностью налогоплательщика расходов (проценты по ссудам и иным займам, проценты за долгосрочную аренду имущества и прочее) производятся в течение года, к которому они относятся. Вычеты из валового дохода на сумму завышенного в предшествующие годы дохода (заниженных вычетов) производятся в течение года их выявления.

При определении налогооблагаемой прибыли из валового дохода не вычитаются суммы, превышающие установленный Правительством Республики Армения размер платы за выброс вредных веществ в окружающую среду; расходов на маркетинг, рекламу, подготовку и переподготовку кадров; на специальное питание и спецодежду; командировочных расходов за пределами Республики Армения и т.д.

Сумма налога на прибыль в отношении налогооблагаемой прибыли исчисляется по ставке 20%.

При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму в размере 150% заработной платы и иных приравненных к ней выплат, начисленных каждому работающему у налогоплательщика по найму инвалиду.

Если общая стоимость инвестиции в уставный капитал резидента с иностранными инвестициями, фактически произведенной иностранными инвесторами после 1 января 1998 г., составляет не менее 500 млн драмов, то сумма налога на прибыль данного резидента уменьшается на следующие вычеты (см. табл. 3).

Таблица 3

     
   ———————————————————————T—————————————————————————————————————————¬
   |    Дата пополнения   |    Размер вычетов по годам из налога    |
   |  установленной нормы |   на прибыль резидента с иностранными   |
   |иностранной инвестиции|               инвестициями              |
   |  в уставном капитале +————————————————————T————————————————————+
   |       резидента      |       на 100%      |       на 50%       |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |1998 г.               |1999 и 2000 гг.     |2001 — 2008 гг.     |
   |                      |                    |включительно        |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |1999 г.               |2000 и 2001 гг.     |2002 — 2009 гг.     |
   |                      |                    |включительно        |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2000 г.               |2001 и 2002 гг.     |2003 — 2008 гг.     |
   |                      |                    |включительно        |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2001 г.               |2002 и 2003 гг.     |2004 — 2007 гг.     |
   |                      |                    |включительно        |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2002 г.               |2003 и 2004 гг.     |2005 — 2006 гг.     |
   |                      |                    |включительно        |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2003 г.               |2004 и 2005 гг.     |                    |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2004 г.               |2005 и 2006 гг.     |                    |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2005 г.               |2006 и 2007 гг.     |                    |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2006 г.               |2007 и 2008 гг.     |                    |
   +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+
   |2007 г.               |2008 и 2009 гг.     |                    |
   L——————————————————————+————————————————————+—————————————————————
   

При определении объекта налогообложения учет доходов и расходов осуществляется по методу начисления. По этому методу налогоплательщик осуществляет учет доходов и расходов соответственно с момента приобретения им права на получение этих доходов или признания им этих расходов независимо от срока фактического получения дохода или осуществления платежей.

Налогоплательщики определяют суммы налога на прибыль по итогам каждого года по установленным ставкам. Правительство Республики Армения может определять перечень предприятий, которым разрешается производить исчисление налога на прибыль, представление расчетов и уплату налога в централизованном порядке. Плательщики налога на прибыль по итогам каждого года представляют в орган налоговой инспекции по месту своего учета расчеты налога на прибыль, а также бухгалтерские (финансовые) отчеты до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Налогоплательщик обязан в течение года производить авансовые платежи налога на прибыль. Авансовые платежи осуществляются ежемесячно в размере одной шестнадцатой фактической суммы налога на прибыль за предшествующий год не позднее 25-го числа данного месяца. В случае невнесения авансовых платежей в установленные сроки органы налоговой инспекции выставляют требования по суммам этих авансовых платежей и начисленным по ним пеням.

Налог на прибыль, взимаемый с суммы прибыли налогоплательщика в Республике Армения, уменьшается на сумму налога на прибыль, изъятую у резидентов в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом сумма уменьшаемого налога не может превышать суммы налога на прибыль с дохода, полученного в иностранных государствах, подлежащей уплате в Республике Армения в соответствии с законодательством.

Если сумма, подлежащая уменьшению, превышает обязательство по налогу, возникшее по результатам данного отчетного периода, то сумма превышения вычитается из суммы налога налогоплательщика в последующие годы.

Налогообложение доходов, получаемых нерезидентом из источников в Республике Армения, производится налоговым агентом у источника выплаты дохода в следующих размерах (см. табл. 4).

Таблица 4

     
   ———————————————————————————————————————————————————T—————————————¬
   |                    Вид дохода                    |Размер налога|
   |                                                  |на прибыль, %|
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Страховые возмещения, платежи перестрахования и   |       5     |
   |доходы от перевозки (фрахта)                      |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Дивиденды, проценты, роялти, доход от сдачи       |      10     |
   |имущества в аренду, прирост стоимости имущества и |             |
   |иные пассивные доходы, кроме доходов от перевозки |             |
   |(фрахта), а также другие источники доходов        |             |
   L——————————————————————————————————————————————————+——————————————
   

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог уплачивают физические лица - резиденты Республики Армения и физические лица - нерезиденты.

Резидентом считается физическое лицо, которое находилось в Республике Армения в общей сложности 183 дня и более в любом начинающемся или завершающемся налоговом году (с 1 января по 31 декабря включительно) или центр жизненных интересов которого находится в Республике Армения. Центром жизненных интересов считается место, где сосредоточены семейные или экономические интересы лица.

Объектом налогообложения для резидента считается налогооблагаемый доход, получаемый на территории Республики Армения и за ее пределами, а для нерезидента - налогооблагаемый доход, получаемый от источников в Республике Армения.

Налогооблагаемый доход - это положительная разница между совокупным доходом налогоплательщика и допустимыми вычетами. Совокупный доход - это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году, независимо от источников их получения.

Из совокупного дохода при определении налогооблагаемого дохода могут производиться вычеты (вычитаемые доходы, персональные вычеты и расходы). При определении налогооблагаемого дохода из совокупного дохода налогоплательщика вычитаются:

а) доходы военнослужащих и приравненных к ним лиц, связанных с военной службой;

б) компенсационные выплаты в пределах норм, за исключением компенсационных выплат за неиспользованный отпуск при увольнении с работы;

в) имущество и денежные средства, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения в соответствии с законодательством Республики Армения;

г) суммы помощи, оказываемой физическим лицам в денежной и натуральной форме из средств некоммерческих организаций (в рамках уставной деятельности), зарегистрированных в установленном порядке и состоящих на учете в налоговых органах;

д) суммы помощи, выдаваемые на основании решений органов государственного и местного самоуправления Республики Армения, а также иностранными государствами и международными межгосударственными (межправительственными) организациями;

е) стоимость продовольственного довольствия, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия, и т.д.

При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход налогоплательщиков, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшается на сумму дохода, полученного от реализации продукции, а также на сумму доходов, полученных от иной деятельности, если удельный вес последних в доходе, полученном от сельскохозяйственной и иной деятельности, не превышает 10%.

При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму пенсионных платежей, платежей по занятости и обязательному социальному страхованию, произведенных за счет налогоплательщика.

При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму стоимости средств (товара и (или) денежных средств), переданных (предоставленных) общественным и религиозным организациям, политическим партиям, оказанных им услуг, но не более 5% налогооблагаемого дохода.

При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход налогоплательщика в налоговом году уменьшается на сумму в размере 8000 драмов за каждый месяц получения дохода.

Совокупный доход налогоплательщика в налоговом году дополнительно уменьшается на сумму в размере 20 000 драмов за каждый месяц получения дохода, если его получают следующие физические лица:

а) национальные Герои Республики Армения, Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

б) инвалиды Второй мировой войны и приравненные к ним лица;

в) инвалиды с детства, инвалиды I и II групп;

г) лица, заболевшие или перенесшие лучевую болезнь вследствие аварий атомных объектов, участвовавшие в ликвидации таких аварий в пределах зоны отчуждения, занимавшиеся эксплуатацией атомных объектов или другими работами в период ликвидации последствий аварии.

Совокупный доход налогоплательщика в налоговом году дополнительно уменьшается на 20 000 драмов за каждый месяц получения дохода. При этом налоговый агент при определении совокупного дохода налогоплательщика в каждом месяце получения дохода осуществляет данный вычет из получаемого дохода независимо от осуществления другими налоговыми агентами подобных вычетов из доходов, получаемых этим налогоплательщиком.

Применяются следующие ставки подоходного налога (см. табл. 5).

Таблица 5

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |        Размер месячного        |          Сумма налога         |
   |налогооблагаемого дохода, драмов|                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |До 80 000                       |10% налогооблагаемого дохода   |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Свыше 80 000                    |8000 драмов плюс 20% с суммы,  |
   |                                |превышающей 80 000 драмов      |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Подоходный налог с не удержанных налоговым агентом доходов исчисляется по следующим ставкам (см. табл. 6).

Таблица 6

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |         Размер годового        |          Сумма налога         |
   |налогооблагаемого дохода, драмов|                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |До 960 000                      |10% налогооблагаемого дохода   |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Свыше 960 000                   |96 000 драмов плюс 20% с суммы,|
   |                                |превышающей 960 000 драмов     |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Подоходный налог с роялти, процентов, доходов от сдачи в аренду имущества, доходов, выплачиваемых за приобретение имущества у физических лиц, исчисляется по ставке 10% без учета установленных вычетов.

Для отдельных плательщиков и (или) видов деятельности законодательством могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие подоходный налог.

При выплате доходов иностранным гражданам и лицам без гражданства налоговые агенты удерживают (взимают) налог у источника выплаты дохода в следующих размерах (см. табл. 7).

Таблица 7

     
   ———————————————————————————————————————————————————————T—————————¬
   |                      Вид дохода                      |  Размер |
   |                                                      |налога, %|
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Страховые возмещения, полученные от страхования, и    |     5   |
   |доходы от перевозки (фрахта)                          |         |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Роялти, проценты, доход от сдачи имущества в аренду,  |    10   |
   |прирост стоимости имущества и иные пассивные доходы,  |         |
   |кроме доходов от перевозки (фрахта), а также иные     |         |
   |доходы, полученные от источников в Республике (в том  |         |
   |числе полученные от предпринимательской деятельности) |         |
   L——————————————————————————————————————————————————————+——————————
   

При определении налогооблагаемого дохода от предпринимательской деятельности применяется метод начисления в порядке, установленном Законом Республики Армения "О налоге на прибыль" для юридических лиц.

К числу расходов относятся, в частности:

а) материальные расходы;

б) амортизационные отчисления;

в) арендные платежи;

г) страховые платежи;

д) невозмещаемые (незасчитываемые) налоги, пошлины и иные обязательные платежи;

е) проценты по ссудам и иным займам и т.д.

Окончательное исчисление фактической суммы налога производится налогоплательщиком самостоятельно и отражается им в декларации о годовых доходах.

Налогоплательщик, получающий доходы от предпринимательской деятельности в течение года, обязан производить авансовые платежи подоходного налога. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере одной шестой фактической суммы налога предыдущего года не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество считаются физические и юридические лица, которым на территории Республики Армения на праве собственности принадлежит следующее имущество:

а) жилые строения, строения общественного и производственного назначения;

б) средства автомобильного транспорта;

в) воднотранспортные средства.

Налоговой базой строений считается их стоимость. Порядок оценки строений общественного и производственного назначения устанавливается законом.

Налоговой базой транспортного средства является мощность тягового двигателя, считающегося объектом налогообложения транспортного средства. При определении налогооблагаемой базы единицей измерения мощности двигателя являются лошадиная сила или киловатт.

Налог на имущество для строений исчисляется по следующим годовым ставкам:

а) для строений общественного и производственного назначения - 0,6%;

б) для садовых домиков и отдельно стоящих автогаражей - 0,2% от налогооблагаемой базы.

Налог на имущество для других жилых строений исчисляется по следующим ставкам (см. табл. 8).

Таблица 8

     
   —————————————————————————T———————————————————————————————————————¬
   |  Налогооблагаемая база |             Ставка налога             |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |до 3 млн драмов         |0% налогооблагаемой базы               |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |от 3 до 10 млн драмов   |100 драмов плюс 0,1% с суммы,          |
   |                        |превышающей 3 млн драмов               |
   |                        |налогооблагаемой базы                  |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |от 10 до 20 млн драмов  |7100 драмов плюс 0,2% с суммы,         |
   |                        |превышающей 10 млн драмов              |
   |                        |налогооблагаемой базы                  |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |от 20 до 30 млн драмов  |27 100 драмов плюс 0,4% с суммы,       |
   |                        |превышающей 20 млн драмов              |
   |                        |налогооблагаемой базы                  |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |от 30 до 40 млн драмов  |67 100 драмов плюс 0,6% с суммы,       |
   |                        |превышающей 30 млн драмов              |
   |                        |налогооблагаемой базы                  |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |от 40 млн драмов и более|127 100 драмов плюс 0,8% с суммы,      |
   |                        |превышающей 40 млн драмов              |
   |                        |налогооблагаемой базы                  |
   L————————————————————————+————————————————————————————————————————
   

Годовая ставка налога на имущество для водных транспортных средств исчисляется из расчета 150 драмов за каждую лошадиную силу (л. с). или 204 драма за каждый киловатт налогооблагаемой базы.

Налог на имущество для средств автомобильного транспорта исчисляется по следующим годовым ставкам:

а) для пассажирских автомобилей вместимостью до 10 посадочных мест, если налогооблагаемая база:

- до 120 л. с. - 200 драмов за каждую л. с.;

- от 120 до 250 л. с. - 400 драмов за каждую л. с.;

- 250 л. с. и более - 500 драмов за каждую л. с.;

б) для пассажирских автомобилей вместимостью 10 посадочных мест и более и грузовых автомобилей, если налогооблагаемая база:

- до 200 л. с. - 100 драмов за каждую л. с.;

- 200 л. с. и более - 200 драмов за каждую л. с.

Налог на имущество для автомобильных транспортных средств с давностью выпуска до трех лет исчисляется в размере 100%.

Сумма налога на имущество для автотранспортных средств с давностью выпуска более трех лет уменьшается за каждый год, следующий за третьим годом, - на 10% суммы налога, но не более чем на 50% суммы налога.

От налога на имущество освобождаются:

а) водохранилища;

б) временные домики;

в) имущество, считающееся объектом историко - культурного значения.

Муниципальный совет может установить для отдельных налогоплательщиков льготу по налогу на имущество, но не более 5% доходов, утвержденных в муниципальном бюджете по линии налога на имущество на данный год.

Юридическое лицо самостоятельно исчисляет налог на имущество и представляет в налоговую инспекцию квартальные расчеты до 25-го числа месяца, следующего непосредственно за каждым кварталом отчетного года, включительно, а годовые расчеты - до 25 февраля года, следующего непосредственно за отчетным годом, включительно.

Физическое лицо самостоятельно исчисляет и может представлять годовые расчеты по налогу на имущество до 1 октября отчетного года включительно в налоговую инспекцию по месту жительства.

Юридические лица уплачивают сумму исчисленного налога на имущество один раз в квартал в течение пяти дней, следующих за сроком, установленным для представления квартальных расчетов, а сумму годового налога - в течение пяти дней, следующих за сроком, установленным для представления годовых расчетов. Физические лица уплачивают годовую сумму исчисленного налога до 1 декабря отчетного года.

Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются собственники земли, постоянные и временные пользователи земли. Налог на земли, предоставленные для использования на арендных условиях, взимается с арендодателя.

Объектом налогообложения для земель сельскохозяйственного назначения является расчетный чистый доход, определенный по кадастровой оценке земли, а для земель несельскохозяйственного назначения - стоимость земли по кадастровой оценке.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщиков и устанавливается в виде выплачиваемого за год фиксированного платежа за единицу площади участка земли. Ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (включая земельные участки, выделенные для жилищного строительства в населенных пунктах, приусадебные и садоводческие (дачные) земельные участки) устанавливается в размере 15% расчетного чистого дохода, определенного по их кадастровой оценке.

Для земель несельскохозяйственного назначения земельный налог устанавливается в следующих размерах:

а) ставки земельного налога на земли, используемые для целей промышленности, транспорта, радиорелейной связи, телевидения, обороны, на земельные площади, занятые под газопроводы, а также на земли водного фонда устанавливаются по отношению к стоимости кадастровой оценки данного вида почвы соответствующих поясов кадастрового районирования в следующих размерах:

- в населенных пунктах - 1%;

- вне населенных пунктов - 0,5%;

б) ставка земельного налога для земель лесного фонда (исключая входящие в них сельскохозяйственные виды почвы) устанавливается в размере 1% от средней стоимости по кадастровой оценке неиспользуемых земель соответствующих поясов кадастрового районирования;

в) для других земель несельскохозяйственного назначения земельный налог устанавливается в размере 1% от стоимости согласно кадастровой оценке данного вида почвы.

Плательщики земельного налога освобождаются от налога на прибыль (подоходного налога), за исключением сельскохозяйственных предприятий промышленного характера (тепличных и звероводческих хозяйств, животноводческих комплексов, агрокомбинатов, птицеводческих фабрик и других).

Налогоплательщики, более 25% прибыли (дохода) которых приходится на несельскохозяйственную деятельность, от налога на прибыль (подоходного налога) по этой деятельности не освобождаются. С этой целью налогоплательщики обязаны вести по линии сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности отдельный учет расходов по производству и обороту, а также реализации продукции.

От земельного налога полностью освобождаются:

а) бюджетные учреждения и организации, заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады и земли историко - культурного назначения;

б) крестьянские и коллективные крестьянские хозяйства, сформировавшиеся в ходе земельной реформы и приватизации в течение двух лет, начиная с месяца, следующего за приобретением права собственности на землю;

в) собственники земли, постоянные и временные землепользователи, которым на определенный срок предоставлена земля с условием освобождения от подоходного налога;

г) являющиеся государственной собственностью земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, переходы, дороги, парки, скверы, водоемы и другие);

д) учебно - производственные и опытные земельные участки при профессионально - технических училищах и школах и другие.

От земельного налога в размере 50% освобождаются:

а) сельскохозяйственные и лесохозяйственные научные организации, опытные, экспериментальные, семеноводческие, питомнические, племенные, сортоиспытательные предприятия, станции и пункты научно - исследовательских учреждений и учебных заведений - на земли, используемые исключительно в научных и учебных целях, а также в целях сортоиспытания сельскохозяйственных и лесоводческих культур;

б) граждане, освобожденные от уплаты подоходного налога, - на земли, принадлежащие им по праву собственности.

Предприятия (кроме крестьянских хозяйств), учреждения, организации исчисляют земельный налог самостоятельно и не позднее 1 сентября каждого года представляют налоговой инспекции расчеты на каждый участок земли, подлежащий налогообложению. Расчеты по налогообложению вновь выделенного земельного участка представляются в течение одного месяца с момента приобретения права собственности на землепользование. Граждане и крестьянские хозяйства исчисляют земельный налог самостоятельно, принимая за основу исчисленные налоговыми органами данные платежных извещений, врученных им до 1 сентября каждого года.

Суммы исчисленного налога уплачиваются гражданами и крестьянскими хозяйствами в бюджет равными частями не позднее 15 ноября отчетного года и до 15 апреля следующего года, а предприятия, учреждения, организации - один раз в квартал до 25-го числа месяца, следующего за данным кварталом.

Упрощенный налог

Упрощенный налог - это налог на предпринимательскую деятельность. Для юридических лиц упрощенный налог заменяет НДС и налог на прибыль, а для индивидуальных предпринимателей - НДС и подоходный налог.

Для плательщиков упрощенного налога приостанавливаются установленные законодательством налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль (подоходному налогу), а также при определении налогооблагаемый прибыли или дохода не учитываются вычеты из валового дохода и сумма, установленная законом для признания плательщиком НДС. Плательщиками упрощенного налога считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие налоговым органам по месту своего учета декларацию и удовлетворяющие определенным условиям.

Плательщиками данного налога могут считаться лица, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 30 млн драмов.

Не могут считаться плательщиками упрощенного налога:

а) лица, уплачивающие фиксированные платежи;

б) производители подакцизных товаров;

в) лица, у которых остаток ввезенных в течение предыдущего года в Республику Армения в таможенном режиме "для свободного обращения" и нереализованных товаров, для которых в момент ввоза не предусмотрено взимание НДС, превышает 1 000 000 драмов;

г) лица, имеющие на момент подачи заявления 100 000 драмов и более просроченных налоговых обязательств (в том числе сумма пеней и штрафов);

д) кредитные или страховые организации, инвестиционные фонды, специализированные участники рынка ценных бумаг, лица, осуществляющие деятельность по организации казино, игр с выигрышем или лотерей, лица, оказывающие аудиторские или консультационные услуги.

Для признания лица плательщиком упрощенного налога в данном году необходимо представление декларации в налоговый орган с 1 по 25 января включительно.

Плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым, если он:

а) подал письменное заявление в налоговый орган по месту своего учета о переходе на систему налогообложения, учета и отчетности в общем порядке;

б) в период признания плательщиком упрощенного налога допустил более одного случая нарушений;

в) имеет превышение предельного размера просроченных налоговых обязательств.

Налогооблагаемым объектом считается оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг в течение отчетного периода.

Налог в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) в отношении объекта налогообложения, определяемого за каждый квартал текущего года, исчисляется в отношении оборота по реализации по следующим ставкам:

а) к сумме до 30 млн драмов - 5%;

б) к сумме свыше 30 млн драмов - 7%.

Плательщики упрощенного налога по другим видам деятельности исчисляют налог в отношении объекта налогообложения, определяемого за текущий год, по следующим ставкам к обороту по реализации:

а) к сумме до 30 млн драмов - 8%;

б) к сумме свыше 30 млн драмов - 13%.

Плательщики налога производят исчисление сумм упрощенного налога самостоятельно по результатам каждого квартала и до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны представить в налоговый орган по месту своего учета расчет налога и произвести уплату налога в бюджет.

Для плательщиков налога сохраняется порядок уплаты налога на имущество, земельного налога, исчисления, взимания и уплаты налогов с заработной платы и приравненных к ней доходов (в том числе в качестве налогового агента), исчисления и уплаты взимаемых на таможенной границе НДС, акцизного налога, а также иных обязательных платежей.

Налогообложение нерезидентов

При налогообложении нерезидентов доходами, полученными из источников в Республике Армения, считаются:

а) доходы от предпринимательской деятельности, осуществленной нерезидентом на территории Республики Армения;

б) пассивные доходы нерезидента, полученные от резидента или нерезидента;

в) прочие доходы нерезидента, полученные на территории Республики Армения.

Доходами от предпринимательской деятельности на территории Республики Армения, в частности, считаются доходы от реализации продукции (работ, услуг) независимо от места оплаты, доходы от посреднической деятельности и доходы от управленческих, финансовых и страховых услуг.

Пассивными доходами считаются доходы, полученные нерезидентом исключительно от деятельности других лиц на территории Республики Армения посредством вложения (предоставления) своего имущества или иных активов, а именно:

а) дивиденды;

б) проценты;

в) роялти;

г) доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в Республике Армения;

д) прирост стоимости имущества и иных активов, полученный от отчуждения находящегося в Республике Армения имущества и иных активов;

е) прочие пассивные доходы.

Доход нерезидента, полученный от внешнеэкономической деятельности, налогообложению не подлежит.

Если между нерезидентом и другим лицом складываются или устанавливаются условия, которые отличаются от обычно существующих в аналогичных сделках условий, то по любому доходу, который мог быть начислен выплачивающим доходы лицом, но в силу сложившихся условий не был начислен, налоговые органы в порядке, установленном налоговым законодательством, могут осуществлять налоговую корректировку.

Если нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Республике Армения, но и за ее пределами, не ведя при этом раздельного учета, что не позволяет определить налогооблагаемую прибыль, возникающую от деятельности, осуществленной через подразделение, налогооблагаемая прибыль может быть определена на расчетной основе по методу, согласованному между налогоплательщиком и органом налоговой инспекции. Согласованный метод служит основой для определения налогооблагаемой прибыли до тех пор, пока не будет веской причины для его изменения.

Налогооблагаемая прибыль, полученная от деятельности подразделения в Республике Армения, может быть определена по удельному весу общей выручки от реализации полученных от деятельности в Республике товаров (услуг) в совокупной выручке от деятельности нерезидента, а также по удельному весу расходов, связанных с осуществленной в Республике Армения деятельностью, в совокупных расходах нерезидента или по удельному весу занятого в Республике персонала во всем персонале нерезидента.

При определении налогооблагаемой прибыли подразделения допускается вычет расходов, произведенных нерезидентом в Республике Армения для целей своего подразделения, на сумму потерь, понесенных в связи с осуществляемой в Республике Армения деятельностью, на основании декларации. При этом допускается распределение подтвержденных документами расходов и фактических потерь между нерезидентом и его подразделением в Республике. Распределенные расходы включают, в частности, управленческие и общие административные расходы, произведенные как в Республике Армения, так и за ее пределами.

Налогообложение доходов, получаемых нерезидентом в Республике Армения из армянских источников, производится налоговым агентом у источника выплаты дохода. Налог на прибыль удерживается (взимается) налоговыми агентами в следующих размерах (см. табл. 9).

Таблица 9

     
   —————————————————————————————————————————————————T———————————————¬
   |                   Вид дохода                   | Размер налога |
   |                                                | на прибыль, % |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Страховые возмещения, платежи перестрахования и |        5      |
   |доходы от перевозки (фрахта)                    |               |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Дивиденды, проценты, роялти, доход от сдачи     |       10      |
   |имущества в аренду, прирост стоимости имущества |               |
   |и иные пассивные доходы (кроме доходов от       |               |
   |перевозки (фрахта), а также другие полученные от|               |
   |источников в Республике Армения доходы          |               |
   L————————————————————————————————————————————————+————————————————
   

Нерезидент не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговую инспекцию декларацию о годовых доходах, а также отчет о своей деятельности в произвольной форме. В декларацию включаются все доходы, полученные от источников в Республике Армения. В случае прекращения деятельности нерезидента до истечения календарного года вышеуказанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня прекращения деятельности.

Ответственность за нарушения

налогового законодательства

Налогоплательщики и их должностные лица несут ответственность за правильное исчисление, своевременную уплату налогов и соблюдение других требований налогового законодательства Республики Армения.

В случае задержки уплаты налога сверх установленного срока налогоплательщик или налоговый агент за каждый просроченный день уплачивает пеню в размере 0,15% от своевременно не уплаченной суммы налога.

При задержке налогоплательщиками более чем на два месяца от установленного срока расчета (декларации), представляемого налоговой инспекции, за каждые 15 дней, следующих за этим сроком, с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 5% неуплаченной общей суммы налога, но не более общей суммы этого налога.

За неведение бухгалтерского учета или его ведение с нарушением установленного порядка, неправильное составление бухгалтерских отчетов взимается пеня в размере 10% от сумм налогов, не уплаченных или недоплаченных в бюджет.

Если имеет место сокрытие объекта налогообложения или его занижение, с налогоплательщиков взыскивается сумма налога, предусмотренная для сокрытого или заниженного объекта налогообложения, а также штраф в размере 50% этой суммы, а в случае повторного сокрытия или занижения объекта налогообложения по тому же виду налога в течение одного года после регистрации нарушения - штраф в размере всей суммы налога.

По налогу на прибыль при показании излишней суммы убытка предусматривается применение штрафных санкций в размере 20% от этой суммы.

В случае нарушения своевременной регистрации предметов предпринимательской деятельности с налогоплательщиков взыскивается штраф в размере 25% всей стоимости предмета. При повторном нарушении налоговые санкции удваиваются.

При реализации товаров по ценам, превышающим установленные цены, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 25% от суммы разницы, а при неуплате в десятидневный срок - штраф удваивается.

Применяются и другие меры ответственности.

Подписано в печать А.Л.Алавердян

15.08.2002 Заместитель Министра

по государственным доходам

Республики Армения

С.Ф.Адамян

Начальник отдела

международных отношений

Министерства по государственным

доходам Республики Армения

Н.Т.Мамбеталиев

Ответственный секретарь СРНС,

к.т.н.

М.Р.Бобоев

Заместитель директора

НИИРаНС МНС России,

к.э.н.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Вопрос: Правомерно ли включение в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, затрат охранной организации по доставке вооруженных охранников от оружейной комнаты до охраняемого объекта и обратно при наличии соответствующего пункта в коллективном трудовом договоре? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 20)
Статья: Косвенные методы определения цены продукции в налоговом законодательстве Российской Федерации (на примере нефтяной отрасли) ("Налоговый вестник", 2002, N 9)



(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.