Главная страница главная страница Поиск Поиск по сайту Добавить в избранное добавить Fin-Buh.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации 2008


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008


goБухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий 2006


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Уроки реструктуризации ("Налоговый вестник", 2002, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2002

УРОКИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

О реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом за последние годы было написано и сказано более, чем достаточно.

Что же такое реструктуризация? Что она дает государству? Нужна ли она предприятию? Каков механизм ее проведения? Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Итак, в широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и "замораживание" на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

Проблема накопленных долгов по налогам и иным платежам в бюджетную систему вот уже несколько последних лет серьезно стоит на повестке дня и, к сожалению, до сих пор не перестает быть достаточно актуальной.

По-прежнему, несмотря на изменившуюся в лучшую сторону общую экономическую ситуацию в стране, задолженность налогоплательщиков перед государством продолжает нарастать. По данным МНС России, должниками бюджета являются более 700 тыс. предприятий, а общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням составляет более 1,1 трлн руб., что сопоставимо с объемом годового федерального бюджета!

Не лучше обстоят дела и в нашей области. Общий долг новосибирских предприятий в бюджеты всех уровней увеличился за 2000 г. на 33%. При этом тенденция его роста сохранялась, к сожалению, и в 2001 г. Так, если по состоянию на 1 января 2001 г. задолженность (с учетом пени и штрафов) составляла 14,5 млрд руб., то на 1 ноября 2001 г. она возросла на 43% и достигла 20,8 млрд руб.

Одним из путей решения проблемы сокращения и последующего погашения задолженности является реструктуризация.

Что же дает она государству?

Прежде всего это обеспечение своевременного и полного поступления в бюджетную систему начисляемых текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов. Выгодно? Несомненно.

Но не менее выгодно это и самим налогоплательщикам.

За годы экономического кризиса серьезно ухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий. Разбалансированность расчетно - платежной системы, наряду с другими негативными явлениями, привела к накоплению предприятиями больших объемов задолженности, в структуре которой значительную часть составляют обязательства перед бюджетной системой. "Висящие" тяжелым грузом долги являются фактором недостаточной финансовой устойчивости предприятий, их инвестиционной непривлекательности.

В данной ситуации именно реструктуризация позволит сделать более стабильным финансовое состояние предприятий:

- срочные и долгосрочные обязательства будут разграничены;

- прекратится начисление пени на отсроченные платежи, а следовательно, сократятся непроизводительные расходы;

- будут разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволит нормализовать процесс производства;

- на плановой основе будут распределяться доходы предприятий, часть из которых может быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т.д.

Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для улучшения собираемости налогов и увеличения налоговых поступлений и фактором оздоровления экономики предприятий.

Неслучайно Президент Российской Федерации и Правительство РФ уделяют этой проблеме сегодня очень серьезное внимание. В разные годы Правительство РФ предпринимало попытки погасить задолженность предприятий перед бюджетом путем ее реструктуризации.

В частности, в 1997 г. в соответствии с Постановлением от 05.03.1997 N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" предприятиям предоставлялось право реструктурировать задолженность перед федеральным бюджетом под залог ценных бумаг при выпуске акций сроком на 5 лет и облигаций - сроком на 2 года. Задолженность по пеням и штрафам могла быть отсрочена на 10 лет. Провести реструктуризацию могли предприятия, обладающие правом выпуска и размещения ценных бумаг и уплачивающие текущие налоги в полном объеме.

В 1998 г. механизм реструктуризации регулировался Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" и предусматривал предоставление рассрочки по уплате задолженности по налогам, имеющейся по состоянию на 1 января 1998 г., сроком до 4 лет и по пеням и штрафам - до 10 лет, с уплатой процентов в размере одной четвертой действующей ставки рефинансирования Банка России. При этом важнейшим условием получения права на реструктуризацию являлось предоставление предприятием обеспечения, достаточного для покрытия реструктурируемой задолженности, в качестве которого могло выступать передаваемое в залог имущество либо банковские гарантии. При этом платежи в соответствии с утвержденными графиками погашения реструктурированной задолженности, а также текущие платежи должны были осуществляться исключительно в денежной форме.

Жесткие условия реструктуризации, угроза потери собственности и хозяйственной самостоятельности, невозможность уплаты платежей "живыми" деньгами в условиях, когда в расчетах между предприятиями преобладали товарообменные (бартерные) операции, стали причиной того, что в 1997 г. ни одно предприятие Новосибирской области не воспользовалось правом на проведение реструктуризации, а в 1998 г. из 11 тыс. налогоплательщиков, имеющих просроченную задолженность, заявления подали десять, а осуществило реструктуризацию лишь одно предприятие.

В значительной степени недостатки, имевшие место в процессе проведения реструктуризации задолженности в 1997 - 1998 гг., были устранены в Постановлении Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

В частности, были предусмотрены более простые и привлекательные по сравнению с Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 условия реструктуризации:

- отсутствовало требование о предоставлении должником залога имущества или банковской гарантии;

- исключено начисление процентов на рассроченную задолженность по пеням и штрафам;

- увеличен с 4 до 6 лет срок рассрочки платежей по налогам, а погашение задолженности по пеням и штрафам отнесено на 7 - 10-й годы реструктуризации;

- снижена с 1/4 до 1/10 ставки рефинансирования Банка России процентная ставка за предоставленную отсрочку;

- появилась возможность списания пеней и штрафов при досрочном гашении реструктурированных платежей и полной уплате текущих налогов и т.д.

Все это наряду с заметным улучшением экономической ситуации, стабилизацией финансового состояния многих налогоплательщиков сыграло значительную роль в повышении интереса к процедуре реструктуризации.

Так, в рамках Постановления от 03.09.1999 N 1002 были приняты решения о проведении реструктуризации в отношении 200 предприятий нашей области на сумму около 957 млн руб.

Вместе с тем в 2000 г. процесс реструктуризации, несмотря на его очевидную необходимость, так и не приобрел массового характера. И основными причинами этого стали прежде всего невозможность для многих предприятий жестко выдерживать режим текущих платежей, а также достаточная "забюрократизированность" самого процесса оформления права на реструктуризацию.

Определенную роль сыграла инертность руководителей ряда предприятий, считавших, что неуплата налогов - это норма, с которой, если уже мирились ранее, будут мириться и впредь.

Однако ситуация изменилась. 2001 г. должен был стать определяющим в решении проблемы урегулирования задолженности по платежам в бюджетную систему.

Во-первых, в силу крайне жесткой позиции Правительства РФ, заявившего, что реструктуризация 2001 г. станет последней, а в случае отказа от ее проведения будет осуществлена процедура банкротства; во-вторых, в силу объективной готовности многих предприятий провести реструктуризацию и выполнять ее условия, тем более, что эти условия в 2001 г. с выходом Постановления Правительства РФ от 23.05.2001 N 410 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002" были существенно упрощены.

Основным условием осуществления реструктуризации долгов в 2001 г. стала полная уплата текущих налогов. Не требуется залога имущества и каких-либо гарантий, нет необходимости в получении заключения органов ФСФО России, сведен к минимуму пакет документов, предоставляемых налогоплательщиком для оформления права на реструктуризацию. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика вне зависимости от суммы реструктурируемой задолженности. Да и уплата текущих платежей признается своевременной, если они поступят до 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. По-прежнему для многих предприятий достаточно привлекательной является возможность списания долгов по начисленным пеням в случае досрочного погашения реструктурированной задолженности.

Нельзя не отметить еще один шаг, который сделан Правительством РФ навстречу предприятиям - должникам. В начале ноября опубликовано Постановление от 23.10.2001 N 742 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002", в соответствии с которым предприятия, однажды воспользовавшиеся правом на проведение реструктуризации и утратившие его до 12 июня 2001 г., смогут восстановить право на реструктуризацию.

Существенно изменилась позиция налоговых органов и органов исполнительной власти регионов по отношению к реструктуризации. Из сторонних наблюдателей они превратились в непосредственных активных участников этого процесса, заинтересованных в его положительном результате.

Во многом в силу названных выше причин в процессе реструктуризации, проходившем в 2001 г., наметился заметный прогресс.

Так, по состоянию на 1 декабря 2001 г. в налоговые органы области подано 1295 заявлений о проведении реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 6,83 млрд руб., принято 642 положительных решения на сумму 3,74 млрд руб.

Отрадным является и тот факт, что к реструктуризации задолженности обратилось большинство крупнейших предприятий - налогоплательщиков области, в последние годы являвшихся и крупнейшими должниками по платежам в бюджетную систему.

Важной особенностью кампании по реструктуризации, проводившейся в 2001 г., стало и то, что впервые одновременно с реструктуризацией задолженности по налоговым платежам налогоплательщики имели возможность реструктурировать долги по страховым взносам, пеням и штрафам перед государственными социальными внебюджетными фондами, что, безусловно, является залогом успеха, поскольку реструктуризация задолженности по налогам при наличии долгов по страховым взносам не привела бы к желаемому результату.

Все вышесказанное позволяет надеяться на то, что реструктуризация оправдает возлагаемые на нее надежды и проблема просроченных долгов будет решена с взаимной выгодой как для государства, так и для налогоплательщиков.

Налоговые же органы смогут сконцентрировать свои усилия на организации работы по контролю за соблюдением налогового законодательства, а не тратить свои и без того ограниченные ресурсы на "выбивание" долгов.

Подписано в печать М.Н.Шалюхина

18.01.2002 Заместитель руководителя

УМНС России

по Новосибирской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   







еще:
Статья: Дополнительный платеж по налогу на прибыль: основания для уплаты. Сборы на нужды пожарной охраны: правомерность взимания ("Налоговый вестник", 2002, N 2)
Вопрос: ...Московская организация частично производит оплату труда своих сотрудников продукцией собственного изготовления. С 01.01.2002 вступают в силу гл.27 НК РФ и Закон г. Москвы N 57. Подлежит ли обложению налогом с продаж в свете принятия этих новых законодательных документов натуральная оплата труда наших работников? ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 2)



(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.